Алексей Смятских, генеральный директор «СпейсТим»:«Я согласен с предложением МВД о разрешении вождения с 17 лет в сопровождении наставника. Считаю, что положительный опыт других стран только подтверждает правильность такого подхода. А вот сможет ли ИТ-система помощи водителю заменить живого наставника-водителя? - думаю, что подобные системы - это достижение технического прогресса, которое надо внедрять повсеместно. И неслучайно, что все больше автопроизводителей начинают встраивать элементы подобных систем в штатные комплектации своих автомобилей. При этом, на мой взгляд, для начинающего водителя рядом нужен живой наставник. Инструктор может подсказать не только про возникающие препятствия и проблемы на дороге, как это делает – ADAS (система помощи водителю), но и сделать гораздо больше, используя в конкретный момент нужные голосовые интонации. Например, обратить внимание на посадку начинающего водителя за рулем, подсказать скоростной режим, откорректировать работу с органами управления автомобиля, подсказать про своевременные перестроения и особенности движения в конкретный момент времени на определенном участке дороги.Петр Шкуматов, координатор движения "Синие Ведерки"«За последние 10-20 лет автомобили очень сильно изменились. Появилось огромное количество помощников водителя, начиная от автоматической коробки передач, до различных систем, типа ABS или ESP. Например, у меня в машине стоит система, предупреждающая о столкновении. Современные автомобили на порядок проще в управлении, чем автомобили прошлого века. Поэтому нет ни каких проблем в том, чтобы разрешить управление людям с 17 лет. На первое место выходит оценка дорожной ситуации и возможность ориентироваться в потоке других автомобилей. Крутить руль и нажимать на педали можно научиться очень быстро, а вот опыт нарабатывается годами. Дорожная ситуация это то, что никто и никогда человеку рассказать не сможет. Это можно освоить только путем личного опыта и ассистирования со стороны более опытных товарищей. На мой взгляд, разрешать вождение нужно даже не с 17, а с 16 лет. При условии, что рядом будет находиться опытный водитель со стажем, например, от 5 лет. В Норвегии действует такая система. Там даже учить вождению можно не на специальном автомобиле инструктора, а на обычном авто, но под присмотром опытного водителя. На текущий момент, по моему мнению, электронная система помощи водителю не может заменить наставника. Водительский опыт складывается при прохождении различных дорожных ситуаций, многие из которых происходят редко, но про них нужно знать. Например, при обучении беспилотных автомобилей, есть такое предположение, что нейронная сеть набирает опыт, сопоставимый с опытом среднестатистического водителя, после пробега одного миллиона километров. Современный автомобиль это гаджет на колесах. И электронные помощники очень выручают, предупреждая о возможных мелких авариях. Крупные ДТП можно предотвратить только с помощью наработанного опыта. Инструктор помогает начинающему водителю приобрести практику, а электронная система помощи водителю помогает в ходе движения избежать мелких инцидентов. Здесь не должно быть полярных точек зрения: либо инструктор, либо робот. Нужно совмещать эти понятия. Должен быть и живой наставник-водитель, и IT-система».Дмитрий Журавлев, руководитель аналитического центра ГК «МОНТРАНС»:«Что такое опыт? Это набор навыков по распознаванию ошибок. Кто такой неопытный водитель? Практически любой человек, любого возраста, только получивший права. Чем раньше он начнет ездить и практиковаться, тем быстрее получит опыт. И число допускаемых ошибок будет зависеть не от возраста, а от степени восприятия себя на дороге как участника дорожного движения. Для получения уверенности за рулем может помочь наставник, а может помочь и робот. В нашем случае – система интеллектуальной помощи водителю. Сейчас данные системы приобретают корпоративные автопарки для повышения качества вождения водителей-профессионалов. Задумайтесь, электронный наставник для опытного водителя нужен и оказывает помощь, почему же он не может помогать начинающему водителю? Самоуверенность и невнимательность – два главных врага для новичка и наличие наставника на соседнем кресле – не панацея.Число систем помощи водителю за рулем неуклонно растет. На текущий день применяется так называемая Система интеллектуальной помощи водителю. В нее входит два ключевых компонента ADAS и DMS. ADAS (advanced driver-assistance system) — система помощи водителю, которая с помощью определенных алгоритмов смотрит за соблюдением разметки, знаков и расстояния до препятствий и сообщает водителю свои рекомендации. И система контроля состояния водителя DMS (driver monitoring system), которая следит за состоянием лица водителя и обнаруживает усталость, отвлечение, звонки по телефону, курение. Применение данных систем уже зарекомендовало себя в корпоративных автопарках. Производители автомобилей уже встраивают данное решение в премиальные модели. Вопрос безопасности поездок стоит как никогда остро с ростом автомобилизации.Интеллектуальные системы все глубже проникают в автомобили. Например, в беспилотных машинах Tesla или Toyota участие водителя сводится только к созерцанию обстановки на дороге. Не будем забывать также о гоночных симуляторах для детей, оснащенных полноценными рулями и педалями, которые готовят к вождению не хуже автошкол. Юному водителю нужно добавить лишь знания ПДД и привить уважение к другим участникам дорожного движения. При этих условиях система адаптации неопытного водителя вполне может проходить под руководством робота–ассистента».2020-12-03 08:45