Что такое ДОПОГ?
Аббревиатура ДОПОГ (ADR) расшифровывается, как - ДОрожная Перевозка Опасных Грузов.
Это международное соглашение было принято ООН более 50 лет назад. Цель документа – установить единые правила для перевозки опасных грузов по территориям европейских стран на специальном автомобильном транспорте.
Для перевозки опасных грузов необходимо соблюдать строгие требования безопасности, установленные законодательством. Перевозчик должен иметь соответствующую квалификацию, а транспортное средство и груз должны соответствовать определенным требованиям.
В России существуют свои подобные правила, называемые ПОГАТ - Перевозка Опасных Грузов Автотранспортом. Опасным грузом считаются вещества, которые могут причинить вред водителю, другим людям и окружающей среде. Логистические компании, перевозящие взрывчатые, радиоактивные, ядовитые и прочие опасные вещества, должны неукоснительно следовать правилам соглашения. В случае нарушения требований возможно возникновение локальных или масштабных экологических катастроф с причинением вреда, как природе, так и здоровью людей.
Основные требования ДОПОГ 2022:
- Наличие специальных защищенных емкостей (цистерн) для перевозки веществ в соответствии с их классом опасности- Нанесение на транспорт маркировочных знаков класса опасности
- Выполнение требований к технической оснащенности транспорта
- Соблюдение требований безопасности ответственными лицами
Водители и лица, сопровождающие опасный груз, обязаны при себе иметь свидетельство ДОПОГ. Без этого документа транспортировка веществ категорически запрещена. Для получения документа необходимо пройти курсы в образовательных учреждениях, аккредитованных Минтрансом. Обучение может занять от 3 до 8 дней в зависимости от категории перевозимого груза. В завершении водители проходят аттестацию и получают разрешение. Удостоверение ДОПОГ действует в течение 5 лет.
Без свидетельства ДОПОГ управление транспортным средством для перевозки ОГ запрещено.
Опасные вещества делятся на следующие классы:
1 – Взрывчатые вещества и изделия (боеприпасы, пиротехника, взрывчатка, порох).2 – Газы (кислород, пропан, азот, аммиак, хлор)
3 – Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин, нефть, спирт, масло)
4 – Легковоспламеняющиеся твердые вещества (сера, алюминий, уголь, калий, натрий, бумага)
5 – Окисляющие вещества и органические пероксиды (пероксид, аммоний, нитраты, удобрения на основе нитратов аммония)
6 – Токсичные и инфекционные вещества (лекарства, цианиды, пестициды, мышьяк)
7 – Радиоактивные материалы (уран, радиоактивные и ядерные материалы)
8 – Коррозионные вещества (ртуть, кислота, щелочь, краски)
9 – Прочие опасные вещества и изделия (аккумуляторы, двигатели, асбест)
Перечень опасных веществ ДОПОГ насчитывает более 3 тысяч элементов, материалов и изделий. Руководствуясь соглашением, перевозчик точно определяет категорию опасности, готовит требуемую сопроводительную документацию и создает все необходимые условия для перевозки груза. Классификация опасных веществ позволяет точно определить оптимальную емкость для перевозки материалов и изделий.
Руководство автопарка обязано нанести на транспорт специальную маркировку – ромбовидный рисунок, где вверху указывается тип вещества или материала, а в нижней части – номер по классу ДОПОГ. Знак маркировки должен быть виден издалека и его высота не может быть менее 15 сантиметров.
Требования к оснащению транспорта:
- создание дополнительной защиты для предотвращения выпадения тары и емкостей во время движения- дополнительная защита топливного бака и размещение аккумулятора в вентилируемом пространстве
- нанесение маркировки на ТС и установка проблесковых маячков
- размещение глушителя в передней части транспорта
- дополнительная изоляция электропроводки
- установка систем спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS
Европейское соглашение непросто рекомендации к перевозке опасных грузов, а строгие правила обязательные к исполнению. Соблюдение требований ДОПОГ избавит автотранспортное предприятие от внушительных штрафов.
Оборудование ДОПОГ
Одно из требований дорожной перевозки опасных грузов (ДОПОГ) - обязательное наличие устройства ограничения скорости, установленного законодательством РФ, для некоторых видов автомобильного транспорта. В первую очередь УОС на таком транспорте необходимо для снижения количества ДТП и безопасности перевозок.
Ограничитель скорости устанавливается на основе международного соглашения, разработанного по рекомендации ООН. В нем перечислены все маркировки опасных грузов и химических соединений. Окончательное закрепление и введение устройств утверждено Техническим регламентом.
Штрафы за нарушения ДОПОГ
Так, например, нарушение требований по маркировке или не полностью укомплектованный инвентарь грозят автопарку штрафом на сумму 150-250 тысяч рублей. Водителя при этом оштрафуют на 1,5 тысячи.Если у перевозчика нет при себе свидетельства ДОПОГ или конструкция транспорта не соответствует требованиям перевозки опасных грузов, то в этом случае руководство может заплатить от 400 до 500 тысяч рублей, а водитель до 2,5 тысяч.
При организации перевозок опасных грузов необходимо выполнить следующие этапы:
- получение лицензии на перевозку вещества определенного класса опасности- заключение договора на транспортировку
- подготовка транспорта с учетом класса опасного груза
- расчет оптимального маршрута перевозки
- создание системы информирования об опасной транспортировке
- подключение систем спутниковой навигации
- инструктаж о правилах обращения с отработанной тарой
- инструктаж о действиях персонала при возникновении аварийных ситуаций
Сергей Кулаков, коммерческий директор ГК «МОНТРАНС»: «В декабре 2020 года в России вышло постановление № 2216, согласно которому, запрещена перевозка опасных грузов без оснащения транспорта системами спутникового мониторинга. Так, теперь по каналам ГЛОНАСС/GPS данные о передвижении транспортных средств с опасным грузом передаются в Ространснадзор. Этот факт улучшает управляемость ситуацией, позволяет контролировать каждую единицу ТС в реальном времени и повышает безопасность на дорогах. Без установки системы навигации невозможно получить лицензию на перевозку ДОПОГ.
Важно отметить, что компания, производящая установку, должна иметь лицензию на этот вид работ, а телематическое оборудование должно быть сертифицировано под постановление №2216».