С 1 января 2025 г. транспортные средства, задействованные в работе лесного комплекса, должны оснащаться аппаратурой спутниковой навигации (АСН) и передавать телеметрию во ФГИС Лесного комплекса через госинформсистему «ЭРА-ГЛОНАСС» В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.2023 № 1378
Аппаратура спутниковой навигации — это комплекс технических средств, предназначенных для определения местоположения мониторинга передвижений лесной техники с использованием спутниковых сигналов
Оснащение аппаратурой спутниковой навигации (АСН) ГЛОНАСС подразумевает установку и использование специальной системы навигации на транспортных средствах в соответствии с требованиями постановления правительства РФ №1378
Виды лесной техники, подлежащие оснащению АСН под ПП №1378
В соответствии со статьей 96.3 Лесного кодекса Российской Федерации, транспортные средства, на которых осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом), должны быть оборудованы техническими средствами контроля, которые обеспечивают оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить координаты места нахождения таких транспортных средств, траекторию их движения, используют программное обеспечение, интегрированное с федеральной государственной информационной системой лесного комплекса, и передают в нее информацию в режиме реального времени
Автолесовозы;
Средства транспортные для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска;
Средства транспортные, оснащенные кранами-манипуляторами;
Краны на гусеничном ходу;
Краны на колесном ходу;
Автопогрузчики;
Электропогрузчики;
Тракторы колесные для полуприцепов;
Тракторы колесные;
Лесопогрузчики;
Сучкорезно-раскряжевочные машины (процессоры);
Валочные машины;
Валочно-пакетирующие машины;
Многооперационные лесозаготовительные машины (харвестеры);
Самоходные машины для измельчения древесины (мульчеры);
Погрузочно-транспортирующие лесозаготовительные машины (форвардеры);
Трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйств;
Бульдозеры гусеничные с неповоротным или поворотным отвалом;
Бульдозеры колесные с неповоротным или поворотным отвалом;
Погрузчики фронтальные одноковшовые, погрузчики с бортовым поворотом;
АПЛ – автомобиль патрульный лесопожарный (малый лесопатрульный комплекс);
АЦЛ – автомобиль пожарный (лесопожарный);
АЦЛ1 – пожарная (лесопожарная) автоцистерна легкого класса при вместимости цистерны для воды менее 2 м3;
АЦЛ2 – пожарная (лесопожарная) автоцистерна среднего класса при вместимости цистерны для воды от 2 м3 и до 4 м3;
АЦЛ3 – пожарная (лесопожарная) автоцистерна тяжелого класса при вместимости цистерны для воды 4 м3 и более;
ТЛП – трактор на гусеничном или колесном шасси, конструктивно предназначенный для локализации и тушения лесных пожаров, имеющий пожарное оборудование (установленное в заводских условиях), конструктивную защиту кабины и агрегатов от опасных факторов при работе в лесу и в районе лесного пожара, возможность работы с почвообрабатывающими орудиями для создания противопожарных барьеров;
АПЛ – автомобиль патрульный лесопожарный (малый лесопатрульный комплекс);
АЦЛ – автомобиль пожарный (лесопожарный);
АЦЛ1 – пожарная (лесопожарная) автоцистерна легкого класса при вместимости цистерны для воды менее 2 м3;
АЦЛ2 – пожарная (лесопожарная) автоцистерна среднего класса при вместимости цистерны для воды от 2 м3 и до 4 м3;
АЦЛ3 – пожарная (лесопожарная) автоцистерна тяжелого класса при вместимости цистерны для воды 4 м3 и более;
ТЛП – трактор на гусеничном или колесном шасси, конструктивно предназначенный для локализации и тушения лесных пожаров, имеющий пожарное оборудование (установленное в заводских условиях), конструктивную защиту кабины и агрегатов от опасных факторов при работе в лесу и в районе лесного пожара, возможность работы с почвообрабатывающими орудиями для создания противопожарных барьеров;
ВЛП – вездеход лесопожарный – транспортное средство повышенной проходимости, предназначенное для локализации и тушения лесных пожаров, укомплектованное пожарным оборудованием, снаряжением и инвентарем, водоподающим оборудованием и емкостью для воды, имеющее защиту кабины и агрегатов от опасных факторов при работе в лесу и в районе лесного пожара, грузоподъемностью от 0,5 до 6 т;
ВГ – вездеход – транспортное средство повышенной проходимости на гусеничном ходу, грузоподъемностью от 0,5 до 6 т;
ВГА – вездеход гусеничный плавающий (амфибия) – транспортное средство повышенной проходимости на гусеничном ходу, плавающее, грузоподъемностью более 0,5 т на грунтах и не менее 0,4 т на плаву;
ВК – вездеход – транспортное средство повышенной проходимости на колесном ходу грузоподъемностью от 0,5 до 6 т;
ВКА – вездеход колесный плавающий (амфибия) – транспортное средство повышенной проходимости на колесном ходу, плавающее, грузоподъемностью более 0,5 т на грунтах и не менее 0,4 т на плаву;
КЛП – катер лесопожарный, предназначенный для патрулирования лесов и тушения лесных пожаров вдоль водных путей, оснащенный противопожарным и водоподающим оборудованием, грузоподъемностью не менее 0,6 т и общим водоизмещением до 7,5 т, с возможностью транспортировки группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением;
АГ2 – автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т;
АГ1 – автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью до 1,5 т;
АГП1 – автомобиль пассажирский или грузопассажирский на базе полноприводного шасси, общей массой до 3,5 т, с возможностью транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением;
АГП2 – автомобиль пассажирский или грузопассажирский на базе полноприводного шасси, общей массой более 3,5 т, с возможностью транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением;
ВМ – вездеход (мотовездеход) возимый (авиатранспортабельный) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом;
ТМ – трактор возимый (авиатранспортабельный) тягового класса до 0,6 кН в комплекте с транспортным прицепом;
ТБ – трактор на гусеничном или колесном шасси, конструктивно предназначенный для проведения бульдозерных работ с тяговым классом 30 кН и более (бульдозер);
ТГБ2 – трактор гусеничный для проведения бульдозерных работ (бульдозер) с тяговым классом 14 – 20 кН;
ТГБ3 – трактор гусеничный для проведения бульдозерных работ (бульдозер) с тяговым классом 30 кН;
ТГБ4 – трактор гусеничный для проведения бульдозерных работ (бульдозер) с тяговым классом 40 кН;
ТГБ5 – трактор гусеничный для проведения бульдозерных работ (бульдозер) с тяговым классом 50 кН;
ТГБ6 – трактор гусеничный для проведения бульдозерных работ (бульдозер) с тяговым классом 60 кН;
ТКБ3 – трактор колесный для проведения бульдозерных работ (бульдозер) с тяговым классом 30 кН;
ТКБ4 – трактор колесный для проведения бульдозерных работ (бульдозер) с тяговым классом 40 кН;
ИМЛП – инженерная машина лесопожарная (танк лесопожарный, агрегат лесопожарный танковый или аналоги), имеющая возможность работы с почвообрабатывающими орудиями и (или) бульдозерными агрегатами для создания противопожарных барьеров, конструктивную защиту кабины и агрегатов от опасных факторов при работе в лесу и в районе лесного пожара;
ИМЛП4 – инженерная машина лесопожарная с тяговым классом 40 кН или более;
ИМЛП5 – инженерная машина лесопожарная с тяговым классом 50 кН или более;
ИМЛП6 – инженерная машина лесопожарная с тяговым классом 60 кН или более;
ЭМ – инженерная машина (экскаватор) на гусеничном или колесном шасси, оборудованная экскаваторным агрегатом, предназначенная для создания противопожарных барьеров (противопожарных канав);
Т – трактор универсальный или общего назначения на гусеничном или колесном шасси;
ТГ2 – трактор гусеничный с тяговым классом 14 – 20 кН;
ТГ3 – трактор гусеничный с тяговым классом 30 кН;
ТГ4 – трактор гусеничный с тяговым классом 40 кН;
ТК2 – трактор колесный с тяговым классом 14 – 20 кН;
ТК3 – трактор колесный с тяговым классом 30 кН; ТК4 – трактор колесный с тяговым классом 40 кН;
СТП – седельный тягач с полуприцепом (трал) для транспортировки гусеничной и специальной техники массой от 10 до 30 т;
АР – автомобиль ремонтный (передвижная мастерская) на базе полноприводного шасси, оснащенный подъемным и (или) эвакуационным средством, в комплекции с ремонтным оборудованием;
Ав2 – автобус общей массой более 3,5 т, предназначенный для перевозки людей в количестве не менее 18 человек с индивидуальным снаряжением;
АПП1 – автомобиль пассажирский (вахтовый) на базе полноприводного шасси общей массой менее 3,5 т, предназначенный для перевозки людей в количестве не менее 9 человек с индивидуальным снаряжением;
АПП2 – автомобиль пассажирский (вахтовый) на базе полноприводного шасси общей массой более 3,5 т, предназначенный для перевозки людей в количестве не менее 18 человек с индивидуальным снаряжением или не менее 12 человек с групповым и индивидуальным снаряжением суммарным весом не менее 0,6 т;
Ав1 – автобус общей массой менее 3,5 т, предназначенный для перевозки людей в количестве не менее 9 человек с индивидуальным снаряжением.
С 1 января 2025 года за транспортировку древесины или продукции ее переработки автомобильным транспортом, не оборудованным АСН, предусматривается административная ответственность (Федеральный закон от 08.07.2024 № 165-ФЗ):
Штрафы за отсутствие АСН на лесной технике
Транспортировка древесины и (или) продукции ее переработки автомобильным транспортом, не оборудованным АСН ГЛОНАСС
для должностных лиц 20 000 — 40 000 ₽
для ИП 100 000 — 200 000 ₽
для юридических лиц 200 000 — 400 000 ₽
Непередача информации о перемещении такого автомобильного транспорта во ФГИС ЛК
для должностных лиц 20 000 — 40 000 ₽
для ИП 100 000 — 200 000 ₽
для юридических лиц 200 000 — 400 000 ₽
Повторное совершение административного правонарушения
40 000 — 50 000 ₽
с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, либо без таковой для должностных лиц
200 000 — 300 000 ₽
с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, либо без таковой для ИП
400 000 — 500 000 ₽
с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, либо без таковой для юридических лиц
В чем суть требований по ПП №1378
Что такое АСН и какие данные он передает
Согласно новому законодательству, до начала 2025 года собственники ТС и техники, занятых в лесной промышленности, обязаны оснастить их АСН-терминалами с сим-картами ГЛОНАСС.
В список входят:
лесозаготовительная техника (древовалы, валочно-пакетирующие машины, сучкорезные машины, харвестеры, форвардеры и др.);
лесопожарная техника;
машины, используемые для транспортировки древесины.
АСН (аппаратура спутниковой навигации), поддерживающая сигнал ГЛОНАСС/GPS. Она определяет местоположение, траекторию и скорость движения транспорта и техники. Благодаря АСН данные о передвижении объектов будут передаваться во ФГИС Лесного комплекса (Рослесхоз) через ГАИС «ЭРА‑ГЛОНАСС».
Среди данных, которые будут транслироваться через АСН, более десятка параметров: номер и категория ТС, скорость, маршрут, вид топлива, нажата ли тревожная кнопка, включено ли зажигание, не вскрывается ли корпус АСН и другие. При отсутствии GSM связи информация будет автоматически сохраняться во внутренней памяти устройства, а при возобновлении сигнала — снова выгружаться в систему.
Зачем вводят контроль за лесной техникой
Основная цель постановления — усилить контроль за оборотом древесины на всех этапах, в том числе во время лесозаготовки, и свести к нулю серые схемы. Также благодаря ЭРА-ГЛОНАСС в системе Рослесхоза будут быстрее обновляться данные о технике и ТС, например, о смене ее владельца или госномера. Что касается лесопожарной техники, связь с системой ЭРА-ГЛОНАСС поможет оперативно направлять к очагам возгорания пожарные машины, которые находятся ближе всего к месту горения.
Если вы уже оснастили транспортное средство аппаратурой спутниковой навигации (АСН) и обеспечили её идентификацию в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 22.12.2020 № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации», а также подтвердили, что установленная АСН соответствует функциональным требованиям по передаче навигационной информации, указанным в пунктах 364 и 365 раздела XXI Правил ведения государственного лесного реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2023 № 1378, то переоснащение транспортного средства не требуется.
На данном этапе нет точного ответа на вопрос, необходимо ли устанавливать АСН на ТС при перевозке пиломатериалов и другой продукции переработки древесины. С 1 января 2025 года административная ответственность по ч. 7-8 ст. 8.28.1 КоАП РФ наступает в случае:
Транспортировки древесины и (или) продукции ее переработки автомобильным транспортом, не оборудованным АСН ГЛОНАСС, передающим во ФГИС ЛК информацию в режиме реального времени;
Непередачи информации о перемещении такого автомобильного транспорта во ФГИС ЛК.
Однако обязанность по установке АСН и передаче информации во ФГИС Лесного комплекса о передвижении автомобильного транспорта, транспортирующего именно продукцию переработки древесины, нигде не закреплена. Федеральный закон от 08.07.2024 № 165-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ». Вместе с тем, с 2025 года государственный лесной реестр будет интегрирован во ФГИС Лесного кодекса. В реестре машин и оборудования будут храниться, в том числе, сведения об оснащении аппаратурой спутниковой навигации (идентификационный номер АСН):
машин, предназначенных для рубки лесных насаждений,
машин, предназначенных для вывоза из леса древесины и продукции ее переработки,
машин, предназначенных для лесосечных работ,
транспортных средств, предназначенных для транспортировки древесины и продукции ее переработки (за исключением автомобильного транспорта, предназначенного для транспортировки древесины),
за исключением сведений о машинах, предназначенных для работы на землях обороны и безопасности, составляющих государственную тайну;
автомобильных транспортных средств, предназначенных для транспортировки древесины и продукции ее переработки,
за исключением сведений о транспортных средствах, предназначенных для работы на землях обороны и безопасности, составляющих государственную тайну.
Если транспортные средства и техника периодически используются на лесных участках, где отсутствует GSM связь, или находятся на территориях без постоянного покрытия сотовой сети, передача данных во ФГИС ЛК через «ЭРА-ГЛОНАСС» осуществляется в любом случае при выезде с таких территорий.
Это является одним из ключевых требований к функционалу аппаратуры спутниковой навигации (АСН).
Лесная техника должна быть оснащена работоспособной АСН, соответствующей следующим требованиям (пункт 3 ПМ № 121):
• Обеспечивает определение местоположения по спутниковым сигналам ГЛОНАСС и передачу в ФГИС ЛК информации о координатах, угле поворота, скорости движения, а также времени и дате фиксации местоположения с заданной периодичностью через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». • Оснащена универсальной SIM-картой АО «ГЛОНАСС», обеспечивающей функционирование ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». • При отсутствии радиотелефонной связи автоматически сохраняет навигационную информацию во внутренней энергонезависимой памяти. • При восстановлении радиотелефонной связи автоматически выгружает и передает сохраненную навигационную информацию.
Таким образом, информация передается с АСН в режиме реального времени (при наличии подключения к мобильной сети). В случае отсутствия устойчивой сотовой связи данные передаются после выезда в зону покрытия (пункт 6 ПМ № 121, пункт 365 главы XXI Правил ведения государственного лесного реестра ПП № 1378).
В соответствии со статьей 931 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила ведения государственного лесного реестра. 2. Установить, что сведения, содержащиеся в реестровых делах, лесоустроительной документации, а также в документированной информации государственного лесного реестра, единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, созданные до ввода в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, подлежат внесению в государственный лесной реестр не позднее 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы лесного комплекса. 3. Федеральному агентству лесного хозяйства разработать унифицированные форматы файлов представления данных, содержащихся в документах, указанных в пункте 2 настоящего постановления, для внесения в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса и разместить их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 1 января 2024 г. 4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 г., за исключением пункта 3, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления. 5. Правила, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 января 2031 г