Экономическая эффективность транспорта может быть определена различными способами, в зависимости от того, какие критерии используются для оценки. Однако, в общем смысле, экономическая эффективность транспорта может быть определена как соотношение между затратами на транспортировку грузов или пассажиров и полученной выручкой.
Экономическая эффективность транспорта держатся на «трех китах»:
- расходы на ГСМ- фонд оплаты труда
- техническое обслуживание и ремонт техники
В перечень статей затрат также входят: страхование, лизинг, налоги, сборы, административные расходы. Но эти пункты ни настолько существенны для бюджета по сравнению с «китами». Так, например, расходы на топливо могут достигать 40%, ФОТ – 20-25%, а ТОиР – до 20%. Владельцы бизнеса понимают, что, снижая издержки по основным направлениям, можно серьезно сэкономить бюджет, повысить КПД автопарка и быть конкурентоспособным. Решить эти проблемы поможет цифровизация АТП.
Повышение эффективности транспорта
Затраты на ГСМ
Контроль расхода топлива самая понятная и самая затратная статья. Технику оборудуют датчиками уровня топлива (ДУТ) и терминалами спутниковой навигации. По оценкам экспертов, инвестируя в мониторинг ГЛОНАСС, компании уже после первого месяца применения телематических решений экономят до 30% расходов на ГСМ.Дмитрий Журавлев, управляющий партнер ГК «МОНТРАНС»: «Есть несколько советов, как снизить издержки на ГСМ. Например, следует минимизировать количество транзакций и число используемых АЗС. Это достигается путем повышения объема разовой заправки и переходом к одному оператору топливных карт и к одной сети АЗС. Если на предприятии работают передвижные топливозаправщики, на них устанавливают контроллер учета топлива (КУТ). Этот прибор является одной из последних разработок ГК «МОНТРАНС» и представляет собой автоматизированную систему распределения и контроля топлива. КУТ собирает, хранит и передает информацию о полном цикле движения топлива в автопарке: от выдачи со склада ГСМ до заправки каждой отдельной единицы техники. Контроллер топлива показывает: кто получатель, сколько горючего заказано, какой объем прошел через заправочный пистолет, дату, время и географические координаты места заправки. Это решение исключает нецелевое использование топлива. Для каждой электронной карты прописывается суточный лимит выдачи ГСМ. В результате водитель не сможет получить горючего больше, чем установлено нормой. Как показала практика, контроллер окупается за 2-3 месяца».
В ГК «МОНТРАНС» разработали еще один IT-инструмент - облачный сервис «Топливный баланс», который делает движение ГСМ в автопарке централизованным и прозрачным. Емкости для горючего, мобильные топливозаправщики и все транспортные средства заведены в одну цифровую экосистему. Данные мониторинга с ДУТ и КУТ синхронизируются и интегрируются в 1С. Все это происходит в онлайн режиме 24/7, а отчеты формируются в электронном виде. Флит-менеджмент компании видит достоверные данные о приходе/расходе горючего, так как при подготовке итоговых отчетов был исключен человеческий фактор.
IT-решение «Топливный баланс» обеспечивает:
- Прозрачность движения ГСМ на каждом этапе перемещения- Исключение потерь и недоливов топлива
- Оптимизацию топливных затрат
- Получение единого отчёта о распределении ГСМ
- Сокращение времени на обработку данных
- Оптимизация финансовых документов
- Контроль поставщиков ГСМ и качества топлива
В результате внедрения сервиса «Топливный баланс», ресурсы ГСМ становятся учтенными и управляемыми. Особенность этой инновации в том, что экономический эффект возникает без увеличения штата контролеров, что позволяет сберечь значительные средства.
Затраты на ФОТ
Зарплата - болезненная тема для наемных работников, и оптимизировать эту статью расходов следует осторожно. Базовая ставка у водителей может быть одинаковой, а вот коэффициенты надбавок могут отличаться. В этом случае необходимо, чтобы начисление коэффициентов было автоматическим, рациональным и прозрачным. Чтобы каждый сотрудник понимал – где он заработал, а где - проштрафился. Например, облачный сервис MONTRANS.ONLINE это не просто система мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS, но и инструмент контроля рабочих функций водителей. IT-решение отслеживает стиль вождения (превышение скорости, резкие ускорения и торможения), фиксирует нарушения ПДД, учитывает страховые выплаты в случае ДТП, контролирует режим труда и отдыха сотрудников. На основе собранных данных программное обеспечение формирует индивидуальные рейтинги водителей, по которым и определяются надбавочные коэффициенты к зарплатам.Система интеллектуального видеоконтроля MONTRANS DVR
Это IT-решение контролирует происходящее вне кабины автомобиля и следит за действиями самого водителя. Умные камеры сообщают шоферу о таких событиях, как: выезд на встречную полосу, превышение скорости, резкое сближение с объектом спереди, появление впереди пешехода. Также система предупреждает водителя о недопустимости курения во время движения и о разговорах по телефону. Электроника среагирует, когда человек закроет глаза или начнет зевать. Отчет по событиям отправляется диспетчеру и хранится в облачном сервисе для разрешения спорных моментов. Данные системы MONTRANS DVR также используются при составлении рейтингов водителей. На основании этих табелей и выводятся коэффициенты премирования. Таким образом, современные сервисы помогают формировать фонд оплаты труда, учитывая реально проделанный объем работы, исключая принцип «уравниловки».Затраты на ТОиР
По данным Министерства транспорта РФ, в стране в коммерческой логистике более 12% машин старше 20 лет. Каждый третий автомобиль отъездил более 11 лет. Не все владельцы АТП могут себе позволить взять машины в лизинг, поэтому значительная доля бюджета предприятий приходится на ремонты и техобслуживание. Но и по этой статье расходов можно добиться экономии, снижая издержки на ТОиР.Телематика собирает статистику по пробегу техники, моточасам, количеству времени работы под нагрузкой. На основе данных мониторинга ГЛОНАСС специалисты техотдела расставляют маркеры – через сколько километров пробега или через какое время работы нужно проводить обслуживание конкретной единицы техники. Своевременно проведенное ТО с бюджетом, например, в 50 тысяч рублей, в будущем сэкономит для владельца автопарка миллион, который пришлось бы потратить на восстановление машины.
Российские программисты разработали инновационную систему контроля и управления для собственников транспортных компаний – MONTRANS.ANALYTICS. Этот сервис дополняет действующие системы мониторинга и выводит его на верхний управленческий уровень. Аналитические данные предоставляются в виде итоговых отчетов. Они точны, достоверны, корректны и валидны. На их основе можно принимать генеральные решения. Облачный сервис позволяет контролировать техническое состояние спецмашин и автомобилей с учетом климатических условий эксплуатации. Например, одно техобслуживание спецтехники в условиях Севера может стоить сотни, и даже, миллионы рублей. И если ТО проводить чаще, чем это необходимо, за год для предприятия это выльется в серьезные суммы. Чтобы избежать лишних эксплуатационных издержек, необходимо получать точную информацию о работе машин и планировать обслуживание, исходя из фактического пробега и отработанных часов.
В платформу MONTRANS.ANALYTICS встроен модуль «Безопасное вождение», который также влияет на количество и стоимость ремонтов. По статистике ГИБДД, 93% аварий происходят по вине водителей. Облачный сервис с помощью телематики контролирует состояние водителя и манеру его вождения. Например, система MONTRANS DVR минимизирует число аварийных ситуаций на 80%. Это позволяет оставаться технике в строю, экономить на покупке запчастей и работе слесарей. Например, в 2021 году компания «МИП-Строй №1», которая занимается строительством московского метро, внедрила в свою систему управления решение MONTRANS.ANALYTICS, включающее четыре модуля:
- Аналитика эффективной работы техники
- Топливный баланс
- ТОиР
- Безопасное вождение
Антон Козлов, начальник управления механизированных работ "МИП-Строй № 1": «После запуска программы MONTRANS.ANALYTICS, экономия топлива составила 30%, а это 27 миллионов рублей в год. Эффективность работы механизмов увеличилась до 40%. Издержки на ремонты и техобслуживание сократились на треть, и межсервисный интервал увеличился на 30%».
По оценкам аналитического консалтингового агентства Gartner, к концу 2023 года доля транспорта на IoT-рынке достигнет 39%. Автопарки, которые будут игнорировать цифровизацию, увеличат свои издержки на 25%. А значит, они перестанут развиваться и быть конкурентоспособными. Сегодня содержать средний (50-100 ед.) или крупный (более 100 ед.) парк техники без диджитализации, значит – работать в убыток. Практика показывает, что инвестиции в системы мониторинга транспорта и аналитики окупаются за 3-6 месяцев.
Некоторые из основных факторов, которые могут влиять на экономическую эффективность транспорта, включают в себя:
- Стоимость инфраструктуры: стоимость построения и поддержания дорог, мостов, тоннелей, железнодорожных путей, аэропортов, портов и других объектов инфраструктуры может значительно влиять на экономическую эффективность транспорта.
- Стоимость топлива: стоимость топлива является одним из главных расходов для транспортных компаний. Цена на топливо может значительно влиять на экономическую эффективность транспорта.
- Эффективность использования транспортных средств: использование более эффективных транспортных средств может помочь уменьшить затраты на топливо и увеличить количество грузов или пассажиров, которые можно перевозить за единицу времени.
- Наполненность транспортных средств: чем больше грузов или пассажиров можно перевозить в одном транспортном средстве, тем выше экономическая эффективность.
- Время в пути: время, необходимое для перевозки грузов или пассажиров, также может оказывать значительное влияние на экономическую эффективность транспорта. В некоторых случаях быстрая доставка может оправдать более высокую стоимость транспортировки.
- Безопасность: безопасность транспортировки грузов и пассажиров является важным фактором, который может оказывать влияние на экономическую эффективность транспорта. Если транспортировка не безопасна, это может привести к убыткам из-за повреждения грузов или травм пассажиров.
- Степень загруженности транспортных средств
Сервисы МОНТРАНС помогают повысить экономическую эффективность транспорта!