Телематика используется для выполнения различных задач, связанных с транспортом, таких как отслеживание местоположения, видеоаналитика, оценка технического состояния и контроль расхода топлива.
Эти функции реализуются благодаря телематическим платформам, которые собирают информацию с бортовых устройств, обрабатывают её и предоставляют цифровые сервисы пользователям.
Эти функции реализуются благодаря телематическим платформам, которые собирают информацию с бортовых устройств, обрабатывают её и предоставляют цифровые сервисы пользователям.
Транспортная телематика- это совокупность технологий, объединяющих транспортную инфраструктуру, информационно-коммуникационные системы и обеспечивающих эффективное функционирование транспортных сетей. Эта сфера охватывает различные технологии, такие как спутниковая навигация, системы мониторинга транспорта, управление транспортными потоками, связь, автоматизация управления транспортом и другие.
Применение телематических систем помогает улучшить использование автопарков, сократить расходы на обслуживание и уменьшить общую стоимость владения транспортом.
Хотя западные бренды ушли с российского рынка, отечественные производители продолжают внедрять телематику. По оценке технологической группы «Рексофт», более 70% грузовиков в России оснащены телематическими устройствами, что отражает мировой тренд. Данные НП «ГЛОНАСС» показывают, что в 2024 году около 35% всех автомобилей в стране будут оборудованы системами передачи данных, включая весь общественный и коммерческий транспорт.
Россия сегодня находится в ситуации, когда необходимо научиться жить самостоятельно. С отечественного рынка телематики ушла европейская компания Gurtam. Доля на российском рынке ПО у Gurtam составляла около 48%, а по некоторым оценкам, российский рынок мониторинга транспорта (оборудование, ПО, хостинг и сервисные услуги) сегодня составляет более 30 млрд рублей.
В последние годы российские компании вынуждены были не только подстраиваться под лидера, но и искать собственные конкурентные решения. В том числе, организовывать поддержку оборудования различных производителей и в разных системах мониторинга. А когда обеспечена открытость протоколов, появляется возможность выбора конечного подрядчика.
Крупные вендоры и интеграторы развивают собственные программные платформы. Рынок поделился на тех, кто предлагает чистый мониторинг, и тех, кто предлагает дополнительные услуги. Сам по себе мониторинг транспорта перестал быть конечным продуктом. Программный сервис, который отражает, как движутся автомобили на карте, уже никому не интересен. Сейчас происходит смещение вектора на ПО, которое помогает управлять автопарками.
Так, например, ГК «МОНТРАНС» предлагает собственные программы, которые позволяют выстроить цифровую экосистему автопарка. Это платформа для мониторинга транспорта Montrans Online, комплекс для валидации данных Montrans Data и видеоаналитика для контроля состояния водителя Montrans Video. На вершине этой программной пирамиды - цифровая экосистема автопарка Montrans Analytics, куда стекаются данные со всех коннекторов и учетных систем. Руководители компаний видят информацию по топливу, безопасному вождению и эффективности в целом. Дашборды руководители могут выбрать за любой период времени, с любой глубиной, любой детализацией. Сделав несколько кликов можно получить исчерпывающую информацию для принятия важных решений.
Первоначально телематика применялась преимущественно для мониторинга транспорта, однако сегодня она эволюционирует в сторону более умных сервисов. Внедрение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения открывает новые возможности для прогнозной аналитики, автономного вождения и улучшения качества управленческих решений.
Автотранспортные предприятия зачастую недооценивают важность эффективного использования своего автопарка. Проблемы возникают при увеличении числа транспортных средств и изменении объёмов перевозок. Однако вопросы определения нужного количества транспорта могут быть решены на основе анализа данных о простоях, времени работы и других показателях.
Автотранспортные предприятия зачастую недооценивают важность эффективного использования своего автопарка. Проблемы возникают при увеличении числа транспортных средств и изменении объёмов перевозок. Однако вопросы определения нужного количества транспорта могут быть решены на основе анализа данных о простоях, времени работы и других показателях.
Сервисные центры и лизинговые компании заинтересованы в анализе телематических данных для оценки вероятности поломок и планирования обслуживания ключевых компонентов.
Страховые компании тоже проявляют интерес к покупке информации об использовании автомобилей для разработки персонализированных предложений по оценке рисков.
Страховые компании тоже проявляют интерес к покупке информации об использовании автомобилей для разработки персонализированных предложений по оценке рисков.
Рост интереса к телематике поддерживается российскими производителями, готовыми обеспечивать необходимую инфраструктуру. Конструкторы разрабатывают автомобили с возможностью интеграции телематического оборудования для сбора и передачи данных о работе транспортного средства. Это способствует увеличению производства отечественных телематических блоков, что компенсирует уход иностранных компаний и удовлетворяет растущие потребности рынка.