Цифровизация транспортной отрасли и анализ автопарка

IT-технологии кардинально поменяли транспортную отрасль. Цифровизация и автоматизация транспорта делает перевозки безопасными, а бизнес – более прибыльным
Бесплатная консультация
Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности
Цифровая революция в транспортном секторе движется вперед семимильными шагами. Даже худший за долгое время в истории индустрии карантинный 2020-й год не смог ее остановить, а даже еще больше подтолкнул. Мир уходит в цифровые технологии и вопросы мониторинга автотранспорта актуальны как никогда. Автопроизводители, сервисные и технологические компании транспортного сектора фокусируются на оптимизации производства и сокращении финансовых издержек. Соответственно, цифровизация транспорта в России играет первостепенную роль.
Цифровые транспортные сервисы оптимизируют маршруты, строят логистические цепочки, следят за поведением водителя и за обстановкой вокруг автомобиля, контролируют техническое состояние машин, управляют беспилотными аппаратами. Производство становится гибким, быстрым, информативным, управляемым и развивающимся. И если компания уже перебралась в «облако», то навряд ли руководство захочет спускаться на землю
Утверждённая Правительством долгосрочная стратегия развития транспортной отрасли России (до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года) предполагает активное внедрение цифровых технологий в транспортную отрасль.

А именно:
- повышение уровня технологического развития автотранспортного предприятия, в том числе уровня цифровизации пассажирских и грузовых перевозок, в целях снижения издержек, повышения надежности, безопасности инфраструктуры и транспортных средств, а также экологичности транспортного комплекса;
- развитие цифровых решений для взаимодействия с клиентами и их информационного обеспечения;
- повышение уровня проникновения цифровых технологий по всему жизненному циклу транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- повышение уровня цифровизации при организации управления транспортным комплексом.
В коронакризис выжил тот, кто смог интегрировать в свой бизнес облачные технологии. Однажды поднявшись в «небеса», компании приобрели гибкость, скорость, информативность и возможность развиваться в геометрической прогрессии. Например, в компании «МОНТРАНС» уверены, что тот, кто зашел в облачный сервис, уже не захочет «спускаться» на землю. Эффективное управление автопарком во многом зависит от успешной цифровизации транспорта, трансформации компании, внедрение новых технологий и автоматизации бизнес-процессов.

Облачные технологии с каждым днем все глубже проникают в нашу жизнь. Мы регулярно обрастаем подписками на стриминговые сервисы, храним личные файлы в «облаке», едем домой на Uber, пользуемся каршерингом, на расстоянии общаемся с домашними чайником, пылесосом и мультиваркой. По данным аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», в 2019 году объем российского рынка публичных облачных услуг достиг 73 млрд рублей. В 2020 на фоне кризисных изменений экономики объем рынка России вырос на 27% и составил 93 млрд. По прогнозам, к 2024 году рынок увеличится более чем в 2,5 раза и достигнет 198 миллиардов.
«Современный мониторинг транспорта — это мощный вычислительный комплекс в data center, служба техподдержки и сервисные инженеры в полях. Функции телематики включают в себя: сбор информации от подвижных и стационарных объектов, обработку и визуализацию данных по местоположению и параметрам для оперативного контроля, мобильное приложение водителя для получения заданий и приложение механика для получения оповещений и отчётов. Для руководителей подразделений — это сервисы MONTRANS.ONLINE, для владельцев это MONTRANS.ANALYTICS.

Менеджмент компании может контролировать работу техники в реальном времени, а также получать итоговые ключевые показатели деятельности автопарка, не дожидаясь закрытия периодов бухгалтерией. Все процессы, полученные от телеметрии, сравниваются и обрабатываются с данными в системах учёта предприятия: 1С, SAP «на лету» в программе управления автопарком. Бухгалтерия не занимается сверкой бумажных документов и данными телеметрии, а работает с готовыми данными, полученными от системы беспристрастного контролёра».
Дмитрий Журавлев
Руководитель аналитического центра ООО «Монтранс» ( г. Москва )
Чтобы автопарк стал цифровым, эффективным и предоставлял данные для анализа использования транспорта уже без вмешательства человека, нужно провести интеграцию собранных показателей с учетными системами и с сервисами страховых и подрядных компаний, Госуслугами и свести это все в big data, так называемое «озеро данных». В автопарках сотрудники не обладают такими компетенциями, поэтому настройка и запуск IT-решения должны находиться в руках специалистов.
Экосистема автопарка - одно из динамично развивающихся направлений бизнеса. Однако, до сих пор для многих руководителей автопредприятий контроль за автомобилями сводится к получению данных о расходе топлива и месторасположении техники. Сервисы sharing economy и big data в корне изменили представление об управлении транспортным сектором. Сегодня владельцу бизнеса не обязательно знать – сколько бензина «съела» та или иная машина. Руководитель получает анализ автопарка в виде итоговых отчетов о работе всего парка, что позволяет увидеть слабые места и распределить ресурсы в нужном направлении.
Ноу-хау последнего времени – комплексная система управления автопарком. Платформа MONTRANS.ONLINE – это своеобразный «Центр управления цифровым автопарком» на одном мониторе. У пользователя в веб-интерфейсе сразу интегрированы базовые модули: мониторинг грузового транспорта, топливный баланс, безопасное вождение, путевые листы, инвентаризация и справочники, управление ремонтами и водителями, обмен заявками с подрядчиками и службой сервиса. Руководитель или диспетчер следит за событиями в реальном времени. Кроме того, можно получить аналитические отчеты о работе автопарка за любой выбранный период времени.

Изюминкой IT-решения является интерфейс руководителя, куда собираются итоговые данные в виде dashbord (графики и таблицы) с расчетами различных коэффициентов для управленцев, экономистов и собственников бизнеса. На рынке телематики подобных программ сейчас нет, тем более, с мобильным приложением для персонала. Интеграция интеллектуальной системы управления автопарком займет около месяца, а еще через месяц руководство автопарка увидит значительный экономический эффект и полную цифровизацию транспорта.

Анализ использования автопарка
Программа цифрового управления и анализа автопарка
«Сегодня правильная система управления транспортным предприятием выглядит как экосистема цифровых сервисов» - поясняет Дмитрий Журавлев: «Big data и облачные технологии помогают бизнесу заглянуть в будущее и выбрать для развития оптимальное решение. Но часто бывает, что телематика в руках российских пользователей превращается в набор железок. Этому сопутствуют: недовольство водителей, возросший штат контролеров и непредвиденные расходы. Использование оборудования для сбора данных, как и программа обработки мониторинга — это лишь инструменты. Руководители предприятий, зачастую, в силу отсутствия опыта и нехватки времени акцентирует своё внимание на цене оборудования и абонентского обслуживания. В результате приобретается самое дешевое железо с сомнительным сервисом. Получается, что данные мониторинга начинают жить своей жизнью, сотрудники привыкают работать с новыми контролёрами, а бухгалтерия продолжает сводить бумажные отчеты и вручную обрабатывать путевые листы. Итог: затраты есть, а эффективности – нет».
Дмитрий Журавлев
Руководитель аналитического центра ООО «Монтранс» ( г. Москва )
Так, например, компания «МИП-Строй № 1» занимается строительством столичного метро. В 2021 предприятие провело цифровизацию своего автопарка. В систему управления интегрировали облачный сервис MONTRANS.ANALYTICS.
«Уже через 3 месяца после внедрения системы мониторинга и аналитики мы увидели, что КПД собственной техники увеличилось на 15%. Мы стали меньше использовать арендованный транспорт. Количество снизилось со 100 до 76 единиц. Телематика помогла выявить недоливы на заправках и врезки в обратную топливную магистраль. На основании аналитических данных мы скорректировали нормы топлива. Экономия составила 27%»
Станислав Симаков
старший диспетчер управления механизации
«МИП-Строй № 1»
Чтобы компания стала цифровой и эффективной, необходимо интегрировать телематические показатели с учетными системами, с сервисами подрядных, страховых и прочих организаций, с Госуслугами и свести все это в единый облачный сервис. В автотранспортных предприятиях, как правило, сотрудники не обладают таким набором компетенций, поэтому интеграцию, настройку и запуск систем аналитики должны осуществлять подготовленные специалисты.

В результате заказчик получает на одном мониторе своеобразный «Центр управления полетами». В одном интерфейсе интегрированы все базовые модули: мониторинг транспорта, топливный баланс, электронные путевые листы, безопасное вождение, управление техническими службами, водителями и многое другое.

Цифровая система контроля транспорта - MONTRANS.ANALYTICS
Менеджмент организации контролирует работу всего парка в режиме реального времени, а все собранные параметры и данные о событиях хранятся на сервере. Например, изюминкой MONTRANS.ANALYTICS является специальный модуль для владельцев автопарков. В интерфейс собраны итоговые показатели в виде таблиц и графиков. На основе этих дашбордов (dashbord – приборная панель (англ.)) собственник бизнеса может принять решения, которые будут иметь ключевое значение для успешной работы предприятия. На российском рынке мониторинга транспорта подобных IT-разработок пока нет. Практика последних двух лет показывает, что внедрение облачной системы управления автотранспортной организацией занимает около месяца. А уже на 2-3 месяце эксплуатации бухгалтерия автопарка фиксирует полученный экономический эффект. По данным компаний, которые уже используют эти программы, инвестиции в цифровизацию окупаются в течение полугода.
Для компаний, которые хотят организовать полный контроль за работой автопарка, нет необходимости устанавливать собственные серверы. МОНТРАНС предлагает уже готовое решение. Платформа MONTRANS.DATA обеспечивает корректную работу IT-систем, на которых функционирует бизнес. Big data еще называют «новая нефть» или «новое электричество» и приравнивают к четвертой технологической революции. Например, сегодня, чтобы обеспечить дом электроэнергией, никто не рассчитывает - сколько нужно купить кВт на годы вперед. Потребители просто платят каждый месяц по счетчику. Так и облачные технологии предоставляют ровно тот объем ресурсов, который нужен бизнесу сегодня. А в случае роста, компания всегда может докупить «электричества».


Анализ автопарка и Цифровизация автопарка - это будущее транспортных компаний!

Подпишитесь, чтобы не пропустить новые выпуски

Всегда актуальные материалы из сферы телематики, аналитики, видеомониторинга, мониторинга транспорта и цифровизации автопарков
Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Другие статьи