GPS\ГЛОНАСС телематика для техники. Нужна ли она на самом деле?

Подпишитесь, чтобы не пропустить новые выпуски
Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности
Телематика уже прочно вошла на рынок спецтехники и коммерческого транспорта. Владельцы крупных автопарков отслеживают эффективность работы машин, выявляют нерадивых водителей и операторов, следят за сливами топлива и т. д. Только вот всё чаще появляются высказывания, что M2M телематика — не более чем игрушка, дань моде и т. п. Ведь, по сути, никакой автоматизации процессов большинство пользователей не ощутили. Так это или нет — разбираемся с экспертами рынка за нашим виртуальным «круглым столом».

— Помимо отслеживания перемещения транспорта, параметров работы техники, какую ещё реальную пользу несёт телематика?
Транспортная телематика - это область технологий, которая объединяет транспортную инфраструктуру, информационные и коммуникационные технологии для обеспечения эффективной работы транспортных систем. Она включает в себя широкий спектр технологий, включая системы спутниковой навигации, транспортные системы мониторинга, системы управления транспортными потоками, системы связи, автоматизированные системы управления транспортом и многое другое.
«Подбор наиболее оптимального маршрута, учитывающий имеющиеся по пути следования ТС заказы на перевозку груза, с учётом предлагаемой премии и необходимых для загрузки/разгрузки дополнительных пробегов, т. е. догрузки попутным грузом, снижение порожних пробегов.

Снижение нагрузки на логистов-операторов и значительное повышение эффективности их работы.

Получение в режиме онлайн параметров автотехники позволяет оценивать её состояние, планировать ТОиР прямо в рейсе, прогнозировать состояние её узлов, агрегатов и систем в будущем, что позволяет минимизировать дорогостоящие простои в пути по причине неожиданных поломок».


Главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко
«С помощью ГЛОНАВИ, которой мы пользуемся, можно задать конкретный перечень разрешённых действий для каждого из участков местности, контролировать местонахождение техники в реальном времени, получать данные по скорости передвижения и расходу топлива. Возможна интеграция системы мониторинга транспорта с «1С Бухгалтерия» и автоматическое создание путевых листов на основе реальных данных, учёт расходов по заправкам, расходу топлива, учёт списания топлива по установленным нормам и расчёт заработной платы водителей».
Михаил Иванов
Генеральный директор ООО «Бетонсервис+» (бренд Tech-Rent)

Директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» Максим Шишко
«Помимо отслеживания перемещения и технических параметров работы специальной техники и коммерческого транспорта, телематическое оборудование позволяет контролировать нецелевое использование служебных автомобилей, например, водитель по дороге к месту выполнения заказа может попытаться выполнить дополнительные работы для личного обогащения. Также тематика может мониторить расход топлива, пробег, износ и неправильную эксплуатацию спецтехники, проводить удаленную диагностику транспортного средства и планировать сервисное обслуживание.

Преимуществом коммерческого транспорта, оснащенного спутниковой телематикой, является автоматическое удаленное обновление программного обеспечения и контроль состояния здоровья водителя.

Нарушение режима труда и отдыха, сонливость, неадекватное поведение, вызванное опьянением — можно отследить на основе данных о манере езды автомобилиста и, в случае необходимости, дистанционно блокировать работу техники».

«При покупке магистрального тягача большинство производителей предлагают бесплатно или за символическую плату использовать собственное M2M-решение для контроля огромного количества параметров. На выходе «продвинутые» системы показывают рейтинг автомобиля и водителя, а также прогноз по работоспособности агрегатов и комплектующих.

Для компаний, которые не готовы разбираться в методологии расчётов и хотят довериться крупным производителям, такие системы действительно помогают принимать решение по мотивации сотрудников с высоким рейтингом и планировать ремонты автомобилей. Для тех собственников транспортных средств, у кого уже есть система мотивации персонала, выстроенная по определённым параметрам, M2M-решение необходимо для индикации этих показателей. Их обработкой занимаются либо отдельные сотрудники, либо дорогостоящая система, основанная на искусственном интеллекте и работе с Big Data».


Директор по закупкам транспортных услуг АО «ФМ Ложистик Восток» (бренд FM Logistic) Эдуард Миронов
«Телематика построена на системах спутниковой навигации, современной компьютерной технике и цифровых технологиях связи. Помимо отслеживания перемещения транспорта и параметров работы техники, с помощью нынешних цифровых устройств можно дистанционно прогревать двигатель, следить за его состоянием, снимать показатели всех датчиков, прогнозировать износ деталей, что может существенно сэкономить деньги.
В случае ДТП информацией с телематического устройства может воспользоваться ГИБДД и с помощью этих данных выяснить, как менялась скорость автомобиля и где именно произошло ДТП.
Телематическая система ГЛОНАСС\GPS позволяет точнее контролировать эксплуатацию автопарка и работу водителей, снижая издержки и оптимизируя процессы внутри бизнеса.
Телематическая система позволяет дистанционно отслеживать соблюдение водителем режимов труда и отдыха водителя (например, во время магистрального рейса), что в свою очередь напрямую влияет на безопасность движения при перевозках пассажиров и грузов».
Павел Селев
Коммерческий директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (MAN Truck & Bus)
«Используя систему мониторинга, предприятия не только экономят на каждом конкретном автомобиле, но и оптимизируют структуру своих автопарков. Наша статистика показывает, что большинство автопарков неэффективно использует уже имеющуюся у них технику.

И почти в каждом легко можно было бы сократить количество ТС на 5-10% за счёт правильного перераспределения нагрузки.

Что ещё? Упомянутое отслеживание местоположения – это только малая часть того, что может дать бизнесу ГЛОНАСС телематика. Ещё одно важное направление — контроль расхода и пресечение краж топлива. Датчики, установленные в баке, в режиме онлайн отправляют данные об объёме оставшегося бензина. Любой слив будет замечен сразу же. Практика показывает, что экономия на топливе после внедрения такого решения может достигать 30%.

Грузоперевозчиков часто штрафуют из-за несоблюдения водителями режимов труда и отдыха. С помощью телематических решений можно получать данные с тахографов и контролировать водителя.

Много возможностей у телематики и в части безопасности.

Например, если ваша техника должна работать в определённой зоне, то можно настроить блокировку двигателя при попытке выехать из нее. Различные кнопки SOS, умные пломбы (для контроля сохранности грузов) — это всё тоже телематические решения. Как видим, сфера применения телематики обширна и всё зависит от задач, которые нужно решать бизнесу».
Александр Кувшинов
Директор дивизиона Wialon ООО «НьюАпекс» (бренд Gurtam — разработчик телематической платформы Wialon)

Исполнительный директор АО «МЦМ» Дмитрий Шишов
«Телематика в коммерческом транспорте позволяет:

  • снижать и оптимизировать финансовые, временные и материальные издержки при эксплуатации автопарка;
  • упростить контроль и обеспечить оперативное управление работой сотрудников, например, через внедрение мобильных приложений, SMS-оповещений и рассылки по почте;
  • повысить лояльность клиентов и создать конкурентное преимущество;
  • облегчить планирование автоперевозок и управление автопарком;
  • сократить расход топлива и пробег автотранспорта, при этом объём выполненных работ существенно увеличивается;
  • снизить время простоя машин, затраты на содержание и обслуживание автопарка, потери от хищений и нецелевого использования, появляется возможность сократить количество необходимых для работы единиц техники;
  • за счёт соблюдения дисциплины сотрудниками существенно повышается безопасность перевозок, а получение оперативных данных о работе автопарка даёт возможность объективно решать все спорные вопросы с персоналом».
«Современный мониторинг транспорта — это мощный вычислительный комплекс в дата-центре, служба техподдержки и сервисные инженеры в полях. В функции ГЛОНАСС\GPS телематики можно выделить ключевые моменты: сбор телеметрии с подвижных и стационарных объектов, обработка и визуализация данных по местоположению и параметрам для оперативного контроля. Мобильное приложение водителя для получения заданий и приложения механика для получения оповещений и отчётов.

Для руководителей подразделений — это аналитика, которая включает в себя: топливный баланс, безопасное вождение, контроль эффективности. Все процессы, обработанные телематикой, непременно сравниваются и обрабатываются в системах учёта предприятия: 1С, SAP. Бухгалтерия не занимается сбором бумажек и сравнением отчётов, а получает готовые данные от системы беспристрастного контролера. Время обработки путевых листов — минута в минуту. При этом возникают ежемесячные траты на инструменты облачной обработки и повышение уровня обслуживания.

За сервис нужно платить».

Руководитель аналитического центра ООО «Монтранс» (бренд «MONTRANS») Дмитрий Журавлёв

Консультант по технологическим решениям ООО «Джон Дир Русь» (бренд John Deere) Олеся Чупрун
«Телематические системы позволяют повысить прибыльность бизнеса клиента.

John Deere предлагает два вида решений для парка техники. Решения для увеличения производительности позволяют производить анализ эффективности работы каждой машины и каждого оператора, оптимизировать производственный процесс, рационально использовать машины на конкретной площадке.

Оснащение ГЛОНАСС - это контроль расхода топлива, определение рабочих зон и времени работы машин, мониторинг параметров работы, сравнение показателей работы техники с целью контроля и выбора оптимальной загрузки. В свою очередь, такие решения, как система нивелирования и взвешивания, обеспечивают владельцу не только контроль за выполняемой работой и повышение точности, но и значительно упрощают работу оператора.

Разработки для увеличения времени безотказной работы машины — это вторая группа решений, направленных на повышение коэффициента технической готовности машины и снижение эксплуатационных расходов. Сюда входят получение диагностических кодов неисправностей, удаленная диагностика
и перепрограммирование машин, информация о предстоящем техническом обслуживании, возможность дистанционного контроля за параметрами работы. Все это позволяет оказывать своевременное обслуживание и предотвращать поломку за счёт оперативного реагирования на уведомления о работе техники.

Кроме того, эту информацию можно просматривать с портативных устройств через мобильные приложения. Также возможно загружать данные с машин в бизнес систему клиента с помощью специального интерфейса прикладного программирования».

— Системы удалённого мониторинга зачастую преподносят, как помощников для бизнеса. Но, по большому счёту, для выявления ошибок в работе операторов/водителей, для контроля за безопасностью и сохранностью техники, для отслеживания нерадивых сотрудников требуется создать ещё один отдел, который будет анализировать полученные с датчиков данные. То есть, это не только дополнительные затраты для собственника бизнеса, но ещё и увеличение рисков «человеческого фактора» — за большим парком сложно уследить, контролёры могут ошибиться в отчёте, вступить в сговор с водителем и т. д. А перепроверять все данные собственнику — потеря времени. Нужна ли ему эта головная боль? Может по старинке проще?

«Телематика в руках российских пользователей превратилась в игрушку. Начитавшись рекламных слоганов, форумов и инструкций, обыватель наделяет обычный регистратор необычайными свойствами. Сайты производителей обещают избавить от головной боли и повысить эффективность. Это вера в маркетинг.

На деле, клиент получает головную боль в виде набора железок, недовольных водителей, возросшего штата контролеров и кучей дополнительных отчетов, которым невозможно поверить. Это правда жизни. Выходит, тем, кто повелся на рекламные слоганы, приходится и дальше тонуть в своей рутине, будучи уверенными, что ничего лучше, чем доверие и мерная линейка еще никто не придумал.

Оборудование сбора телеметрии, как и программа обработки мониторинга — это лишь средство сбора данных. Предприятие, которое в силу отсутствия опыта и нехватки времени акцентирует своё внимание на цене железок и абонентского обслуживания, очень скоро оказывается в замкнутом круге «мониторинг – люди – бухгалтерия». Информация от мониторинга начинает жить своей жизнью, сотрудники привыкают жить с новыми контролёрами, а бухгалтерия работает с бумагами и путевыми листами. Итог: затраты есть, эффективности нет.

При этом все вокруг говорят про цифровизацию. В настоящий момент, правильная система управления транспортным предприятием выглядит как экосистема цифровых сервисов, каждый из которых собирает свои данные от различных средств объективного контроля (мониторинг транспорта, телемедицина, инвентаризация и прочие), далее сравнивает с заявленными данными (чеки в бухгалтерии, ведомости АЗС, штрафы госуслуг, путевые листы водителей, отметки медика, 1С склад, 1С ЗУП, 1С УАТ, задания и прочее).

Для того, чтобы данный комплекс заработал без участия человека и MS Excel необходимо провести интеграцию данных мониторинга с учётными системами. Понятно, что автопредприятие такими компетенциями не обладает. Поэтому всё остается на уровне исполнителей.

Как пример: мы поставляем как базовый мониторинг для таких юзеров, так и продвинутую систему управления автопарком MONTRANS.ONLINE, где в одном интерфейсе сразу интегрированы базовые модули: мониторинг транспорта, топливный баланс, безопасное вождение, путевые листы, инвентаризация и справочники, управление ремонтами и водителями, обмен заявками с подрядчиками и службой сервиса. На рынке сейчас нет подобных программ, особенно с мобильным приложением для персонала.

Изюминкой является интерфейс руководителя, куда собираются финальные данные в виде dashbord (графики и таблицы) с расчетом различных коэффициентов, так необходимых любому управленцу, экономисту, собственнику.

Конечно же, запуск данного продукта на предприятии проходит при активной интеграции различных источников данных для сравнения: те же путевые листы мы можем выгружать одновременно с 20 разных конфигураций 1С в рамках холдинга. Остальные коннекторы (госуслуги, мониторинг транспорта, топливные карты) у нас уже написаны, поэтому процесс интеграции занимает менее 2-х месяцев.

Согласитесь, понимание стоимости и сроков всегда очень важно для расчёта рентабельности проекта.

Первый вопрос, какой мы слышим после презентации: сколько человек в администрации потеряют свои рабочие места?

Я приведу такой пример нашего клиента: для управления парком в 80 единиц достаточно 3-х человек по направлениям: 1) базовые или инвестиционные затраты (лизинг, топливо, поставщики, 2) операционные затраты (ФОТ, ремонты, подрядчики), 3) привлечение заказов или продажи (оформление и контроль выполнения заявок). Остальное аутсорсинг. Можете сделать выводы сами».


Руководитель аналитического центра ООО «Монтранс» (бренд «MONTRANS») Дмитрий Журавлёв

Павел Селев, MAN Truck & Bus
«Системы спутникового мониторинга предлагают большое количество преднастроенных отчётов, сформировать которые возможно буквально двумя щелчками «мыши», тем самым роль человеческого фактора сводится к минимуму. Возможно, настроить построение и отправку на электронную почту требуемых отчётов по расписанию (например, один раз в неделю), при этом потери времени сводятся к нулю и у собственника появляется возможность дистанционно контролировать работу автопарка. Также возможность оперативного контроля работы автопарка имеется с помощью мобильного приложения системы мониторинга.

Суть спутниковой телематической системы — в упрощении бизнес-процессов т. е. сделать бизнес для собственника проще, быстрее, понятнее, с минимизацией «человеческого фактора», а значит эффективнее и менее затратным. В этом заключается концепция MAN Simplifying business».

«Благодаря внедрению IT-решений собственник спецтехники получает наиболее полную информацию о состоянии и использовании своего имущества. Например, трекеры Trackunit позволяют отслеживать, использовали ли спецтехнику в выходные при заключённом договоре аренды только на будние дни, что позволят снизить потери выручки владельца коммерческого транспорта. Также благодаря ГЛОНАСС GPS телематике стабилизируется связь, увеличивается объём отчётных данных, которые получает собственник — не только о местонахождении коммерческой единицы транспорта, но и о фактически отработанных часах сотрудником.

Возможность видеть, где и как работает техника, кто ею управляет, оказалась востребована и у клиентов, которые арендуют коммерческий транспорт или оформляют его в лизинг. Телематика позволяет оплачивать только фактическое использование техники, что выгодно для арендаторов».
Максим Шишко
«АвтоСпецЦентр»
«Всё зависит от цели, которую ставит перед собой управляющий/собственник.

Что касается ошибок и сговоров, то вероятность этого не исключена ни в одном из видов человеческой деятельности. Транспортная телематика — это лишь инструмент. Если на предприятии грамотно выстроена систематическая и плановая работа, охватывающая как персонал, так и технику, то её применение даёт прекрасный эффект, если же нет, то и самый передовой и эффективный инструмент не изменит ситуации.

Практика показывает, что на рынке автоперевозок сильнейшая конкуренция. На плаву остаются наиболее эффективные. Одним из способов повышения эффективности автопредприятий является использование систем телематики. Действенность этого инструмента проверена временем. В России уже как минимум 80% автопредприятий в той или иной форме контролируют технику при помощи систем телематики».

Михаил Иванов, Tech-Rent

Александр Кувшинов, Gurtam
«Автоматизация и внедрение любых ИТ-системы нужны для того, чтобы избавиться от ручной работы, снизить влияние «человеческого фактора» и облегчить ведение бизнеса. Если приходится делать всё вручную, то, наверное, вы что-то делаете не так. Как правило, достаточно один раз настроить отчёт с нужной информацией и оповещения, чтобы получать данные в удобоваримом виде.

Например, если автомобиль выехал из нужной зоны — приходит SMS с оповещением, резко снизился уровень топлива в баке — сообщение по электронной почте с указанием имени водителя, двигатель работает вхолостую уже полчаса — оповещение в Telegram. Я не буду говорить за все телематические системы, но в Wialon, например, возможность формировать понятные отчеты есть. Если нужно, их можно загружать в BI-системы, просто настроив шаблон».

— Каков средний бюджет на установку систем телематики на одну единицу техники? И каковы затраты на абонентскую плату?

«Бюджет на установку телематики зависит от различных факторов, к примеру, от марки автомобиля, типа телематической системы, возможностей системы и т. п. Абонентская стоимость также различается в зависимости от системы».
Павел Селев
MAN Truck & Bus
«Средний бюджет назвать сложно, он зависит от устанавливаемого оборудования, его количества и сложности. Если говорить о минимальных ценах, то стоимость базового набора для мониторинга (GPS/ГЛОНАСС-трекер, SIM-карта и доступ к платформе) у наших партнёров начинается от 5-5,5 тысяч рублей, абонентская плата — 400-600 рублей в месяц. Всё чаще встречаются варианты с арендной моделью, когда заказчики не покупают оборудование, а каждый месяц платят определённую сумму арендодателю. Важно отметить, что в 90% случаев инвестиции окупаются уже в первые несколько месяцев. Это происходит благодаря налаживанию производственной дисциплины и недопущения случаев нецелевого использования транспортных средств».
Александр Кувшинов
Gurtam
«Средняя стоимость установки инновационных систем на одно транспортное средство зависит от количества опций. Например, оснащение одной единицы спецтехники блоком ГЛОНАСС/GPS мониторинга, датчиками контроля работы механизмов и прибором измерения уровня топлива обойдется в сумму от 5 500 – 6 000 рублей, плюс ежемесячная абонентская плата — 450 рублей. Установка отдельно системы ГЛОНАСС выйдет дешевле: от 3 500 до 4 900 рублей за сам терминал и ежемесячные платежи — от 100 до 300 рублей в зависимости от выбранного тарифа».
Максим Шишко
«АвтоСпецЦентр»
«Понятие «средний бюджет» в телематике — понятие, на наш взгляд, не совсем корректное и неправильное. Затраты зависят от целей и задач который ставит заказчик. Компания, имеющая в парке 2-3 единицы автотранспорта представительского класса, внедряет удалённый мониторинг с целью выявления местонахождения и установления фактического пробега — это одна ситуация, заказчику будет стоить условно 5 000 рублей.

Если говорить, например, о КАМАЗе который много «жрёт» и бензина и масла, перевозит руду — то при мониторинге фактического веса перевозимого груза (при использовании датчики давления на ось), местонахождения, при контроле плановой замены запчастей — позволяет сэкономить значительные средства и могут окупаться за 2 недели, в зависимости от того как изначально налажен контроль и учёт у заказчика».
Дмитрий Шишов
«МЦМ»
«В среднем бюджет на оснащение одной единицы рассчитывают после определения набора функций, какие должны быть в отчёте. Если это топливный баланс, то ключевые компоненты: терминал мониторинга и датчик уровня топлива (базис от 20 000 рублей и годовая оплата от 7 000 рублей). Если принципиально, чтобы водитель не уснул за рулем, то это комплекс видеомониторинга с контролем состояния шофёра (от 56 000 до 78 000 рублей и годовыми платежами в 12 000 рублей).

Вариант оснащения топливозаправщика Контроллером Учёта топлива и топливный баланс с выдачей по картам обойдётся в 250 — 320 тысяч рублей (с видеокамерами и без) плюс топливные карты с возмещением НДС 20% и автоматическим сравнением ведомостей для бухгалтерии. Годовые платежи за обслуживание уже начинаются от 18 000 рублей.

Если вы планируете считывать тахографы без участия водителя и поставить терминал телемедика с печатью путевых листов, то это ещё 280 000 рублей за одно рабочее место и последующее годовое обслуживание в размере от 140 000 рублей.

Интеграция с текущими учётными системами (а от них не получается отказываться, поскольку есть отдел продаж, есть аудиторы, есть склады и техпроцессы) занимает от 20 000 рублей за Google Docs и до 200 000 рублей за один коннектор для 1С, SAP.

Получается цифровизация — это не только разовые затраты (CAPEX), но и постоянные затраты (OPEX) на содержание этой инфраструктуры.

Важный момент: постоянные затраты на содержание в разы эффективней, чем расходы на ФОТ и человеческий фактор, поскольку они: а) прогнозируемы, б) масштабируемы, в) сокращаемы без ущерба для производства.

Кто этот путь прошёл, увидел другие горизонты. Согласитесь, 1900 рублей в месяц за грузовик, который генерирует доход, не такие большие деньги, с учётом того, что все цифры в отчётах проверены роботами за вас. В частности, у нас в тариф за 700 рублей в месяц включена валидация данных. Основной её плюс в том, что далее вы проверенные данные можете загрузить в свою учётную систему, не нарушив вето бухгалтерии».

— Какие распространённые ошибки среди пользователей телематики на коммерческом транспорте и спецтехнике?
Дмитрий Журавлёв
«MONTRANS»
«Я бы назвал ошибкой неполное использование всех возможностей телематических систем. Транспортная телематика — это не просто слежение за точками на карте. Даже имея лишь прибор с ГЛОНАСС, можно сделать свой автопарк эффективнее. Например, составлять оптимальные маршруты для курьеров, контролировать нецелевые поездки и использование рабочего автомобиля в личных целях.

Ещё одна ошибка — установить на свой транспорт систему ГЛОНАСС-мониторинга и надеяться, что не понадобится корректировать иные бизнес-процессы. Простой пример. Если ранее водитель официально зарабатывал 30 000 рублей и ещё столько же клал себе в карман за счёт «левых» рейсов и сливов топлива, то, лишившись половины дохода, он либо уволится, либо продолжит искать возможности обмануть работодателя.

Поэтому внедрение системы мониторинга – это комплексный процесс, затрагивающий многие аспекты работы предприятия. И чем качественнее прошёл этап внедрения, тем более долгосрочными будут экономические преимущества, которые предприятие получит».
Александр Кувшинов
Gurtam

Транспортная телематика
«Самая частая ошибка при выборе поставщика решения — некомпетентность исполнителей вашего поручения по поиску. Кого показывают поисковые системы? Тех, кто больше заплатил за маркетинг. Далее у исполнителя важное обстоятельство — показать свою эффективность, поэтому он вам даст несколько предложений и будет вам экономить деньги, выбирая самое простое и понятное решение.

Сразу скажу: варианты с техническим заданием и описанием интеграции техпроцессов занимают гораздо больше времени и требуют гораздо больше компетенций, нежели business view вашего механика, при всём уважении. Поэтому вторая самая распространённая ошибка: это отсутствие подведения итогов и, как следствие, неумение и нежелание признавать свои ошибки.
У нас множество примеров, когда компании тянут свой чемодан без ручки до последнего, боясь получить по шапке за сделанные ранее ошибки. Часто забывая, что проще списать неликвид, чем продолжать платить за отсутствующий сервис или не валидные данные».

Дмитрий Журавлёв, «MONTRANS»
«Основные ошибки в использовании телематики на спецтехнике совершают, в основном, сами водители. Нередки случаи намеренного повреждения датчиков ГЛОНАСС, накрытие их железом в автомобиле, чтобы невозможно было поймать сигнал спутника. Для владельцев бизнеса подобные манипуляции тоже имеют последствия — простои в работе оборудования, выяснения отношений с сотрудниками и подрядчиками, увольнение недобросовестных кадров и поиск новых.

Помимо этого, зачастую владельцы бизнеса выбирают, покупают и устанавливают М2М-устройства на автопарк самостоятельно, без консультации и поддержки специалистов. Это приводит к тому, что спецтехника либо переоснащена датчиками и сбор данных осуществляется хаотично, либо не дооснащена и тогда выстраивание бизнес-процессов оказывается бессмысленным.

Небольшие автопарки сильно отстают в оснащённости системами телематики, но недостаточное количество автоматизированных решений и в крупных компаниях. Основные причины этого — наличие на рынке большого числа устройств и игроков, предлагающих сложные и дорогие услуги, которые автомобилисты предпочли бы получить бесплатно. Страховые компании, сервис-провайдеры и операторы управления автопарком предлагают собственные устройства и платформы в дополнение к системам, наличие которых обязательно согласно законодательству.

На сегодняшний день оснащением всего автопарка системами телеметрии занимаются только крупные логистические и транспортные компании, так как не каждый может позволить инвестиции в создание программно-аппаратного комплекса и разветвленной сети под нужды определённого предприятия».
Максим Шишко
«АвтоСпецЦентр»
«Внедрение системы спутникового мониторинга транспорта — это не панацея. Если система внедрена, а на каком-то этапе передачи данных, например в бухгалтерию, где фактические показатели по пробегу потом вводят вручную, — это резко снижает эффективность её использования, не устраняет человеческий фактор, а усиливает его.

Результаты мониторинга — это информационный материал для принятия соответствующих управленческих решений. Если итоги мониторинга не анализируют или не используют при управлении компании — система вместо эффективного инструмента управления может превратиться в дорогую игрушку».

Дмитрий Шишов, «МЦМ»

ГЛОНАСС телематика
«Основываясь на данных, получаемых системой спутникового мониторинга, можно говорить о следующих наиболее часто выявляемых ошибках при использовании ТС:

  • увеличенное время работы ТС на холостом ходу;
  • недостаточное использование круиз-контроля;
  • торможение только рабочей тормозной системой (без использования моторного тормоза);
  • превышение допустимой скорости движения ТС;
  • несоблюдение экономичного интервала работы ДВС.
Все вышеперечисленные параметры влияют на повышение эксплуатационного расхода топлива.

Также анализ данных, получаемых системой телематики, позволяет говорить о частом несоблюдение требуемых режимов труда и отдыха водителя и встречающихся случаях движения ТС без вставленной в тахограф карты водителя. Это, в свою очередь, напрямую влияет на увеличение издержек на оплату штрафов и оплату ущерба от ДТП».

— Реально ли автоматизировать бизнес-процессы в компании с большим парком техники с помощью телематики?
Павел Селев
MAN Truck & Bus
«Реальность автоматизации уже подтверждена многолетней практикой. В России не осталось сколько-нибудь крупного предприятия (как частного, так и с государственным участием), не внедрившего телематику. Но телематика сама по себе не самоцель.

Логичным шагом в её развитии становится объединение с другими ERP, MRO, TMS — системами с целью цифровизации/автоматизации максимально возможного числа бизнес-процессов компаний, в т. ч. охватывая их партнёров и смежников».
Сергей Назаренко
«КАМАЗ»
«Реально. Всё зависит от конкретной компании, её внутренних процессов, целей и планов. Если нужна полная автоматизация всех бизнес-процессов, связанных с автопарком, то только телематических решений недостаточно – они должны быть интегрированы в общую IT-инфраструктуру компании, работать в связке с CRM, бухгалтерскими, складскими, BI и другими системами (скажем, от 1С), чтобы лучше планировать те же затраты на топливо или загрузку сотрудников. Один из простейших примеров – это интеграция системы мониторинга с внутренней системой учета предприятия, например 1С. Данные о количестве рейсов и километраже каждого автомобиля (или результатах водителя) могут автоматически попадать в 1С и затем использоваться для дальнейших расчётов, в том числе и по (де)премированию персонала».
Александр Кувшинов
Gurtam
«Объём подлежащих автоматизации процессов оценить очень просто. Во-первых, нужно посмотреть за сколько шагов вы строите финальный отчёт по деятельности организации. Как пример: путевые листы обрабатываются с задержкой, закрытие периода происходит 15 числа, накладные от поставщиков услуг приходят в течение месяца, отчёты подразделений никто не проверяет и т. д. Оптимизация MS Excel в ERP или BI даёт огромный пласт аналитической информации и настройку процессов обмена проверенной информацией и освобождает от пут бухгалтерского учёта, поскольку позволяет работать в режиме онлайн с управленческой информацией.

Во-вторых, нужно понаблюдать сколько и каких бумажек копится на столах и перемещается между отделами. Приведу пример: выгрузка данных по штрафам с портала госуслуг на 1000 ТС с их последующей распечаткой, визированием и оплатой в бухгалтерии занимает время 1 сотрудника в месяц (!). У нас модуль «безопасное вождение» занимает 1 рабочий стол и позволяет проводить оплаты штрафов автоматически (до суммы в 2000 рублей).

Что касается путевых листов: мы участвуем в проектных группах по цифровым путевым листам и ожидаем, что в ближайшие 2-3 года, путевые листы наконец оцифруют, также, как и телемедиков. Это позволит в ближайшем будущем выписывать путевой лист и проходить медика с отправкой задания в мобильное приложение водителя. Будет сэкономлена огромная масса бумаги и времени на её оформление. Специальность диспетчера уйдёт в прошлое. Логист и механик не будут собирать кучу бумаг, которые для исправного трактора и здорового водителя не нужны».

Станислав Емельянов, управляющий партнер "MONTRANS"

Цифровизация транспорта
«Одно из основных назначений телематической системы — это управление парком техники. Контроль расходов на топливо и техническое обслуживание важны для каждого клиента. Данные по распределению рабочего времени и уровню загрузки машины отображаются в режиме реального времени в системе, что позволяет клиенту контролировать процесс прямо из офиса без затрат времени на дорогу или дополнительных коммуникаций внутри своей организации. Можно отметить ещё и проведение технического обслуживания, больше нет нужды в ежедневном контроле наработки — всё это делает система в автоматическом режиме.

Олеся Чупрун, John Deere
«Время компаний, сделавших себе имя на волне дооснащения автотехники, находящейся у собственников в эксплуатации в том виде как мы их знаем, подходит к концу. Большинство автопроизводителей в той или иной форме уже оснащают телематическим оборудованием выпускаемую продукцию. У каждого автопроизводителя есть своя система телематики, имеющая свои технические нюансы, наиболее полно учитывающие особенности выпускаемой техники. У каждого крупного автопарка внедрена своя система (либо от вендора, либо если достаточно собственных ресурсов – самописная). Вполне ожидаемо, что рано или поздно начнется процесс взаимной интеграции и укрупнения, в т. ч. с уже упомянутыми ERP, MRO, TMS — системами».
Сергей Назаренко
«КАМАЗ»
«Устройства М2М на текущем этапе развития слишком разношёрстны и выполняют сугубо специфические требования, поэтому в ближайшие 5 лет будет происходить унификация оборудования и укрупнение игроков. Универсальность решений и открытость протоколов для считывания данных должны выиграть. Защита данных, удалённое управление, как и беспилотный транспорт — уже реальность, но потребуют развертывания скоростных сетей обмена данными и шифрование, поэтому пока не получат активного применения на дорогах общего пользования, а для карьерной техники технологии еще не доросли: погодные условия, загрязнения, вибрации не позволят отказаться от оператора ещё очень долго, ведь цена ошибки очень высока».
Дмитрий Журавлёв
«MONTRANS»
«Индустрия технологических решений продолжит свое развитие в направлении автоматизации, все больше производственных процессов будут осуществляться в автоматическом режиме и носить комплексный характер. Также, вероятно, последует развитие решений для смешанного парка машин, увеличение объема и качества предоставляемых данных. Безусловно, важную роль здесь играет обратная связь от пользователей, поскольку рынок телематических решений развивается исходя из потребностей клиентов».


Олеся Чупрун, John Deere

Цифровизация автопарка
«Рынок М2М стремительно развивается. В перспективе пяти лет ожидается положительная динамика авторынка, обеспеченная восстановлением экономики и ожидаемым ростом инвестиций в производство и новые технологии. Оживление секторов малого и среднего бизнеса окажет положительное влияние на сегмент лёгких коммерческих автомобилей. Восстановление экономики, развитие транспортной системы, а также реализация госпрограмм обеспечат рост продаж грузовых автомобилей».
Павел Селев
MAN Truck & Bus
«Перспективу на рынке M2M-решений для коммерческого транспорта и спецтехники видим в части расширения и углубления интеграции в рамках цифровизации экономики, корпоративного сектора и систем «умных» городов».
Дмитрий Шишов
«МЦМ»

Подпишитесь, чтобы не пропустить новые выпуски

Всегда актуальные материалы из сферы телематики, аналитики, видеомониторинга, мониторинга транспорта и цифровизации автопарков
Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Другие статьи