Монтранс оценил тренды транспортной телематики до 2023 года

Подпишитесь, чтобы не пропустить новые выпуски
Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности
Для любой отрасли важно понимание - куда идет рынок, что на нем может «выстрелить», а что - кануть в лету. Как говорили в Римской империи: «Solum debilis mori debent — Только слабые должны умирать». Мы попробовали сделать прогноз трендов рынка телематики на ближайшие три года. Не на пять, не на семь, а на три, поскольку рынок высоких технологий очень быстро развивается.

Прогноз: стабильность и тишина. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» получит дальнейшее продолжение в виде проектов развития российского интернета. На территории страны будут развертываться центры обработки и хранения данных. Кроме того, технологии блокчейн (от англ. blockchain, — непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию) будут интегрироваться в каждый процесс.

В розничном секторе помимо «ЯНДЕКС» и «Ситимобил» появится третий крупный агрегатор. Им должен был стать «UBER», но не стал. Активно будут тестироваться модели шеринг-сервисов. От аренды инструмента до сдачи квартир и офисов в субаренду. Наступит момент возврата инвестиций для крупных операторов, обновятся парки, ужесточатся условия пользования. Сервисы шеринга шагнут в малые города. В сегменте сервисов курьерской доставки также определятся основные игроки. Цены на топливо могут за три года вырасти до 60 рублей за литр 92-го бензина.

Что касается рынка транспортной телематики, то, по мнению руководителя Аналитического центра MONTRANS - Дмитрия Журавлева, рынок будет приветствовать кастомизированные решения и сложные проекты. Оборудование становится беспроводным и легким в настройке. Монтаж телематики устремится в разряд простых операций посредством развития технологий настройки через Bluetooth и устройств на Android. Начнется переход от компаний, специализирующихся на монтаже оборудования, к компаниям, предлагающим сложные решения и написание интерфейса. В частности, на это нацелены механизмы Flespi и Montrans.

Новую эру откроет видеомониторинг. Если производители телематического оборудования (Omnicomm, GalileoSky, TechnoCom) идут от устройств телематики к вершине горы (телемониторинг), то китайские производители, наоборот, кубарем спускаются оттуда. Конкуренция их выдавливает из тепличных условий стационарного наблюдения в мир автомобилей и анализа биометрии. Технологии у VSS (от англ. - Video Surveillance System - система видео наблюдения) более развитые, а возможности оборудования уже сейчас выше. Мир из 2000-х годов с черными ящиками идет к видеомониторингу 2020-х по той же цене: по тысяче долларов за штуку. Поэтому, на рынке российского «железа» для производителей телематики ничего хорошего не ожидается.

«Платформы «ЭРА ГЛОНАСС» и «ПЛАТОН» получат второе дыхание в 2020 году, поскольку число транспортных средств, подключенных к «ЭРА ГЛОНАСС» достигнет 10% от парка ТС в России. А к «ПЛАТОН» начнут подключать и другие отрасли, требующие внимания со стороны государства: переработка мусора, медицина, продуктовый ритейл. Возьмет старт развитие системы весогабаритного контроля и ГАИС «ЭРА ГЛОНАСС» для опасных грузов и пассажирских перевозок. Снова не обойдется без волнений дальнобойщиков. Государство научится извлекать доходы из оперативного получения информации. Усилится контроль за налогоплательщиками. Оснащение телематикой корпоративных клиентов дойдет до уровня 90%. Большая часть из них будет и дальше развивать собственные серверы (о проблемах такого подхода мы писали ранее), остальные начнут использовать решения по мониторингу от крупных игроков телематики» - поделился Дмитрий Журавлев.
«Сегодня практически нет ни одного транспортного сегмента, где не применялись бы телематические технологии» - считает Федор Клопотовский - директор департамента продаж АО «ГЛОНАСС»: «Грузовой транспорт и сельскохозяйственная техника, школьные автобусы и машины скорой помощи, коммунальная техника и железнодорожные вагоны - это далеко не полный перечень категорий транспорта, где работают устройства, подключенные к автоматизированной системе мониторинга объектов на базе государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (АСМ ЭРА). Мы, как оператор государственной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», движемся от задач обеспечения спасения человека при ДТП к реализации задач обеспечения безопасности транспортной отрасли в целом. При этом выходим за ее рамки. Решения на базе технологий АО «ГЛОНАСС» применяются в экологии, ЖКХ, здравоохранении, сфере туризма. Есть у нас ряд проектов, направленных на развитие регионов, на обеспечение безопасности людей при чрезвычайных ситуациях. На наш взгляд, рынок движется в направлении создания комплексных систем. Например, уже сегодня наша система автоматического выявления и управления инцидентами при перевозках пассажиров и грузов позволяет осуществлять контроль состояния водителя, контроль полосы движения, контроль состояния перевозимого груза и целостности грузового отсека. И в случае инцидентов есть возможность автоматически информировать руководство и подразделения служб экстренного реагирования. Мы продолжаем работать над расширением функциональных возможностей решений, реализуемых на основе нашей системы».

Начальник установочного центра ГК MONTRANS - Игорь Ершов поясняет: «С точки зрения инженера, ничего не изменится. Большая часть техники заказчиков недоступна для монтажа на сборочных конвейерах и находится в активной эксплуатации, поэтому только переход на беспроводные технологии будет наиболее полезен. При росте числа подключаемых датчиков, вырастет объем работы на каждом объекте заказчика, поэтому квалификация персонала будет иметь первостепенное значение. На текущий момент мы активно прививаем инженерам мобильное приложение для оперативного закрытия актов, автоматического изменения статусов заявок. Осваиваем и улучшаем SLA. В зависимости от требований заказчика, приступаем к восстановлению или новому монтажу оборудования в течение 12-24 часов с момента регистрации заявки. Приводим в соответствие оборудование по ключевым критериям: время работы двигателя, время полезной работы/нагрузки, пробеги, объемы заправок и потребляемого топлива. В тренде сейчас установка комплексов видеомониторинга и датчиков работы механизмов, настройка дисплеев отображения для водителей с карточками RFID, что требует работы сразу двух сотрудников: инженера в поле и технической поддержки в офисе заказчика. А установка автоматизированных комплексов учета топлива на АТЗ и ТРК может занимать от одного до четырех дней, поскольку везде проводится тарировка».


«Наши требования и интересы теперь распространяются на всю линейку возможностей оборудования мониторинга транспорта» - говорит руководитель департамента транспорта одного из крупнейших подрядчиков «Газпром» - «Предстоит большой объем работы по организации АРМ диспетчеров от обучения персонала и изменению должностных инструкций, до установки терминалов путевых листов и ввода данных по водителям. Наиболее востребованные услуги для нас это: настройка отчета «топливный баланс» (сквозной учет топлива) и подгрузка данных по штрафам ГИБДД в модуль безопасного вождения. Настройка отображения в программах 1С «Логистика TMS».

Управляющий партнёр «Аналитикс Групп» - Владимир Лазарев: «В 2018 году, по информации исследования IDC и Seagate Technology, объем мировых данных составил 33 зеттабайта и в ближайшие 5 лет, эта цифра увеличится в 3-4 раза. Это результат повсеместного распространения интернета, вовлечение в IT всё большего количества процессов, развития технологий для фиксации и управления изменениями. Это приводит к переосмыслению принципов и инструментов работы с данными. Предприятия стремятся использовать данные для принятия более взвешенных управленческих решений. Данные из внутренних источников (1С, SAP, базы данных и проч.) обогащаются информацией из внешних источников (от прогноза погоды и курсов валют до штрафов ПДД и данных топливных карт). Для того, чтобы из этого большого массива данных извлекать ценные сведения, внедряются решения BI (от англ. - Business intelligence) — обозначение компьютерных методов и инструментов для организаций, обеспечивающих перевод транзакционной деловой информации в читаемую форму, пригодную для бизнес-анализа. Это позволяет уже сейчас сделать из системы мониторинга транспорта ежедневный инструмент анализа текущей ситуации и прогнозирования будущих событий, выявления зависимостей и закономерностей, масштабировать опыт одного предприятия на опыт другого. Другими словами, «робот» собирает, анализирует и прогнозирует совокупность огромных массивов данных, а вам остается получать ежедневный отчет по работе целого парка автомобилей и принимать важные решения».

«Если говорить словами из одной известной песни: «Самое сложное в штиль – выжить». На рынок мониторинга идёт затишье. Сложные решения и кастомизация под нужды крупных заказчиков – основные тренды телематики на ближайшие три года. Поглощение и слияние малых игроков в надежде на сохранение доходов. Переход на «роботов» в оценке типовых процессов и построении отчетов, дальнейшее развитие видеотелематики. Будущее за глубоким погружением в специфику заказчика» – подвел итог Дмитрий Журавлев.

Подпишитесь, чтобы не пропустить новые выпуски

Всегда актуальные материалы из сферы телематики, аналитики, видеомониторинга, мониторинга транспорта и цифровизации автопарков
Нажимая «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Другие статьи