Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы революция 4.0 окончательно свершится. Человек и машины полностью интегрируются и станут неотъемлемыми элементами интернета вещей. Так, например, на московском форуме разработчики представили «умные стекла», которые помогают водителям позади идущих машин, сделать правильные манёвры. Электронные стекла подскажут скоростной режим, укажут на дорожные знаки, ближайшие заправки, и даже помогут познакомиться.
Еще одна отечественная разработка - система акустической безопасности. Решение помогает сделать бесшумный электротранспорт громким и слышным издалека. Такая программа будет очень актуальна для электромопедов и самокатов. Например, на автозаводах в Европе и США звуковой модуль обязателен для установки в электромобили. В России это пока не регламентируется. Так, стоимость оснащения самоката будет составлять около 100 долларов.
Тимофей Максименко, project-manager THOR AVAS: «Сейчас это настроено как развлекательная система. Звуки имитируют работу ДВС. У нас есть звук Gelandewagen, BMW X6M, Ferrari 488. Отечественной Лады, правда, нет. Также можно на электротранспорт поставить звук, который был спроектирован для города с учетом наиболее загруженных звуковых частот. Мы нашли те частоты, которые наиболее слышны и создали синтетический звук. Такой звук доступен для мопедов и самокатов».
Озвучка бесшумных средств передвижения позволит сократить число столкновений самокатов с пешеходами. Что же касается тяжелого транспорта, здесь незаменима система контроля и помощи водителю.
Так, например, последняя IT-разработка ГК «MONTRANS» - интеллектуальная система оценки состояния водителя, построенная на принципах нейросетевой аналитики, которая вдобавок отрабатывает всевозможные опасные ситуации на дороге. Система предупреждает водителя о таких событиях, как: столкновение с пешеходом, об опасном сближении с впереди идущим транспортом или стоящим объектом, о съезде с полосы движения, если не был включен сигнал поворота. Кроме того, камера беспрерывно сканирует внешний вид водителя, путем постоянного слежения за набором ориентиров - специальных точек на лице человека. Электроника срабатывает, например, когда камера обнаруживает у водителя признаки усталости. Также система предупредит пилота о недопустимости курения, как только он поднесет сигарету к лицу. Аналогично срабатывает на телефон, поднесенный к уху.
Станислав Емельянов, управляющий партнер ГК «МОНТРАНС»: «Когда происходит ДТП и техника сходит с линии, это потери для предприятия. Но самое ценное, что мы не можем купить за деньги, это человеческая жизнь. Решение «МОНТРАНС» позволяет контролировать состояние водителя, как он ведет себя за рулем, не нарушает ли что-то. Эта система предотвращает опасные ситуации и сохраняет человеческие жизни. И, конечно же, экономит огромные деньги для предприятия».
Анна Петренко, коммерческий директор ООО «КСОР»: «Все идет к тому, что подобные системы контроля водителя будут все более востребованы рынком и обществом. Наша главная задача – минимизировать количество ДТП. А сотрудникам компаний нужно приходить к диалогу. Потому, что иногда те меры, которые руководство предпринимает в отношение водителей, приводит к обратной ситуации, когда водители начинают бунтовать. Наша задача заключается в том, чтобы стороны договорились, нашли компромисс, чтобы было меньше аварий и все работали эффективно».
Сергей Кожевников, представитель ПАО "Группа Ренессанс Страхование": «В целом могу сказать, что подобные системы контроля за водителем и его стилем вождения снижают аварийность до 50%».
Филипп Чурилов, специалист по внешним связям «ОКО-мониторинг»: Несмотря на то, что в России достаточно развит рынок телематики, нам есть куда расти. Все привыкли к мониторингу топлива, пробега, местоположения. Более продвинутые функции, такие как: контроль технического состояния и контроль водителя. Ими еще рынок не насыщен. Мы идем в этом направлении, чтобы закрыть потребности рынка. В Европе на эти системы большой спрос. Например, в 2022 году это уже будет чуть ли не обязательной функцией при продаже новых автомобилей».
Еще один неотъемлемый тренд Революции 4.0 – аналитика «больших данных». Телематика считывает параметры работы всего транспорта компании и передает данные в облачный сервис. Руководитель получает графические отчеты, диаграммы и таблицы с показателями работы автопарка. Информация наглядна, понятна и не вызывает сомнений в достоверности. Видно – где просел бизнес, а где – дела идут в гору. Остается только принять необходимое решение.
Ольга Серебрякова, заместитель директора по развитию Engineering solutions: «Большой объем данных сейчас - самая актуальная повестка дня. У нас собрано много информации. Теперь важно, как мы воспользуемся этими данными и как умело их применим. Большой плюс для России, что цифровизация идет хорошими темпами. Я считаю, что то количество инновационных решений, которые представлены на этом форуме, имеют все шансы быть реализованы в ближайшее время».