В Москве представители топливных компаний говорят о цифровизации и роботизации АЗС. Эксперты обсуждают рынок нефтепродуктов в условиях санкций и экономической изоляции. Если год назад участники отметили падение оптовых цен на внутреннем рынке из-за сокращения закупок Западом, то в этом году не существует предпосылок для снижения стоимости ГСМ. Аналитики считают, что ситуацию усложняют политические факторы, перераспределение потоков, недостаточные запасы готовых нефтепродуктов на внутреннем рынке и наступление сезона повышенного спроса на топливо.
Павел Баженов, президент «Независимого топливного союза»: «Розница будет расти сильнее и дальше. Медленно и в рамках инфляции. С оптовой ценой ситуация другая. Сейчас опт на бензины принял очень высокие значения и фактически сравнялся с розницей. Это создает определенную напряженность на рынке, но пока есть запас прочности. Если сейчас ситуация будет быстро купирована, то глобальных проблем не возникнет».
Если на цены на заправках повлиять нельзя, то улучшить качество сервиса вполне реально. Продавцы топлива расширяют спектр услуг, развивают инфраструктуру и увеличивают ассортимент сопутствующих товаров. В Москве на некоторых АЗС напитки и чипсы уже продают роботы.
Александр Тулинов, руководитель отдела продаж SPI robotics: «Срабатывает эффект «Вауу»! Мы видим, что сервис все-таки это – комплекс услуг, и за этим люди идут. Роботы - это часть «умных» АЗС».
Участники топливного рынка переводят управление АЗС в облачные сервисы. Цифровые системы контроля за работой заправочных станций повышают экономическую эффективность предприятия и снижают незапланированные издержки.
Наталья Волкова, заместитель генерального директора компании Luxe Retail: «Система позволяет получать 500 тысяч параметров в секунду. Если сейчас на АЗС считывается максимум 150 параметров в секунду, то понятно, что скорость быстродействия - это миллисекунды. Система собирает технические параметры с ТРК, с резервуаров, с контроллеров и в режиме онлайн анализирует их и формирует инциденты по тем отклонениям, которые находит. Таким образом осуществляется полноценный мониторинг движения нефтепродуктов по АЗС».
Как контролировать топливо в самом автопарке, знают российские разработчики систем мониторинга и цифровизации транспорта. Например, облачный сервис MONTRANS.ANALYTICS делает движение нефтепродуктов на предприятии полностью прозрачным. Телематика исключает сливы топлива. У водителя также не получится договориться с сотрудником АЗС, чтобы обналичить часть суммы, выделенной для покупки бензина или дизеля. Информация о каждой заправке, поступающая с топливных карт в облачный сервис, синхронизируются с показателями датчиков уровня топлива. Таким образом, руководство автопарка может сравнить объем ГСМ, попавший в бак, с тем количеством литров, которое было зафиксировано в чеке. Система помогает владельцам бизнеса экономить до 30% от общего объема топлива. В результате цифровизации в крупных компаниях экономия может достигать десятков миллионов рублей в месяц.
Сергей Кулаков, коммерческий директор ГК «МОНТРАНС»: «Важнейший элемент системы – контроллер учета топлива. Мы разработали КУТ, который позволяет на топливозаправщиках и на АЗС фиксировать время выдачи, местоположение, объем горючего. По электронным картам водителей определяется, какому транспортному средству было выдано топливо. Формируются электронные ведомости, которые попадают в программу MONTRANS.ANALYTICS для получения итоговых отчетов по распределению ГСМ по автопарку. Из последних нововведений – мы дополнили эту систему видеоконтролем, когда процесс заправки дублируется видеоотчетом. Получается полная прозрачность процесса, формируется доказательная база для разрешения спорных моментов, и вся информация хранится в электронном виде».
Цифровизация и роботизация АЗС способствует быстрейшему развитию электрического транспорта. Однако участники конференции считают, что электрокары еще не скоро вытеснят с отечественных дорог машины с двигателями внутреннего сгорания.
Наталья Дубовская, представитель «НОВАТЭК-СПГ Топливо»: «Россия, мне кажется, одна из последних стран, которая сделает энергопереход на электрическую тягу, учитывая нашу специфику и нашу ресурсную экономику. У нас в запасе есть еще около 30 лет. Мы считаем, что будет активно развиваться сжиженный природный газ, водородные проекты, альтернативная энергетика. Переход на электричество в России будет отложен».