За 28 лет своего существования экспозиция MiningWorld Russa стала самой масштабной. В этом году выставка машин и оборудования для добычи полезных ископаемых по своим объемам в полтора раза превысила событие прошлого года. Сегодня на территории «Крокус Экспо» свои продукты и решения представляют более 570 компаний из 16 стран мира. При этом, 320 компаний впервые участвуют в российской выставке. А вот, например, ветеран MiningWorld Russa – завод «КАМАЗ» - представляет новый карьерный самосвал «АТЛАНТ». Тягач может перевозить до 50 тонн груза со скоростью 45 километров в час. Емкость бака 550 литров, но какой расход у «АТЛАНТА» - производители пока не говорят. Модель только прошла испытания и готовится к серийному производству. Кстати, все комплектующие у «КАМАЗа», включая трансмиссию, российского происхождения. А вот этот монстр из Китая собран из механизмов разных стран-производителей. Так, например, коробка передач у него от шведского Volvo. Но, в какой стране не была бы собрана техника, все машины объединяет один тренд – цифровизация транспорта.
Александр Киселев, начальник управления KOBUS компании BLAST MAKER (Кыргызстан): «На экскаваторы непросто поставить датчики, чтобы определить где в данный момент у него находится ковш. У подземного оборудования несколько степеней свободы и, сколько датчиков не ставь, накапливающиеся ошибки все равно дадут неточность положения. Для этих целей у нас есть разработка, когда ставится видеокамера, которая определяет – где находится оборудование с помощью нейронных сетей. В нашей системе используются нейросети, которые позволяют эффективно решать эту задачу».
Эксперты горнодобывающей сферы говорят, что цифровизация отрасли – важнейший элемент безопасности персонала и повышения эффективности. Так, например, сегодня искусственный интеллект проектирует взрывные работы, чтобы при меньших объемах бурения и массы взрывчатки достичь нужного эффекта. А система видеоаналитики способна отличить среди горной породы в ковше экскаватора отломавшийся зуб.
Николай Годунов, исполнительный директор дивизиона Горной добычи ГК «ЦИФРА»: «Мы разработали систему видеоконтроля зубьев ковша и определения размера гранул в ковше. Мы занимаемся видеоаналитикой и это позволяет нам контролировать непопадание зубьев в дробилку. Также видеосистемы позволяют контролировать качество буровзрывных работ и оптимизировать все процессы: от бурения до эскалации. Мы оптимизировали размер кусков при дроблении, заполняемость кузова и получили дополнительный экономический эффект».
Еще одна система видеоаналитики помогает водителю любого транспортного средства избежать многих опасных ситуаций. Это решение уже широко используется как на дорогах России, Индии, Узбекистана, так и применяется в горнодобывающей отрасли. Интеллектуальная камера сканирует на лице человека до пятисот точек и моментально делает выводы: засыпает ли водитель, отвлекся ли от дороги, курит ли он или разговаривает по телефону. В крупных отечественных автопарках уже есть примеры, когда после оснащения всего транспорта системой MONTRANS DVR, в компании за год не произошло ни одного ДТП.
Сергей Кулаков, коммерческий директор ГК «МОНТРАНС»: «На практике мы видим каждый день, когда происходят инциденты на борту автомобилей: засыпание водителей, потеря внимания, отвлечения – система начинает предупреждать человека об опасности. И уже в процессе эксплуатации водитель понимает, что видеокамера - это его помощник. И в плохую погоду, и ночью система подстраховывает водителя и дает ему сигнал в нужный момент. В процессе эксплуатации у водителей происходит осознание того, что система видеоконтроля спасает его жизнь в опасной ситуации».
На форуме лидеров горнодобывающей сферы эксперты обсуждают технологии открытых и подземных работ. Проблемы цифровой трансформации и перспективы развития золотодобывающей отрасли. В сложной экономической ситуации у отечественных майнинговых компаний открылись новые возможности.
Дмитрий Колесниченко, коммерческий директор RIT automation (Новосибирск): «С учетом того, что западные партнеры покинули наш рынок, для российских решений открылось больше возможностей. Сейчас для наших компаний благоприятное время, чтобы улучшить свои позиции на рынке майнинга и внедрить свои решения для оптимизации и автоматизации работ».
Алексей Простольный, инженер-конструктор компании ESFI (Курск): «Если мы говорим о телеметрии, то это дополнительное оборудование позволяет собирать объективную информацию о работе техники, о состоянии узлов и механизмов. Человек, находящийся на поверхности, всегда будет в курсе в каком состоянии находятся машины под землей. Это и вопрос безопасности, и повышение производительности труда».
По мнению участников форума, горнодобывающая отрасль в России одна из передовых в тренде цифровой трансформации. «Безлюдные» технологии с каждым днем все глубже проникают под землю, а в ближайшие годы на поверхности карьеров останется только беспилотная техника.