СМИ о нас

Как избежать 90% случаев ДТП?

Журнал Автомобильные дороги
По статистике, в России 93% ДТП происходят из-за потери сосредоточенности водителя на дороге. Когда несколько часов подряд проводишь за рулем, даже у профессионалов может притупиться реакция и расфокусироваться внимание.
Кто-то отвлекся на телефонный звонок, кто-то решил закурить во время движения, а у кого то закрываются глаза из-за раннего выхода в рейс.
Практика показывает, что если за полторы секунды до возможного происшествия предупредить водителя, то в 90% случаев ДТП можно избежать. Как это сделать, рассказал управляющий партнер ГК «МОНТРАНС» Станислав Емельянов
Многие водители берут с собой попутчиков, которые не дадут уснуть в дальней дороге, а иногда могут и предупредить об опасности. Идеально, если помощник сам не отвлекается, не засыпает, да еще и видит в темноте. Для водителя таким полезным и беспристрастным "коллегой" стала система интеллектуального видеоконтроля. Стоит ли говорить, что такой компаньон всегда трезвый и равнодушен к табаку.
Система антисон с камерой
Интеллектуальная видео система контроля и помощи водителю MONTRANS DVR – одно из последних IT-решений в сфере спутникового мониторинга транспорта, которое способно всколыхнуть рынок логистики. Комплект цифрового оборудования работает сразу на "два фронта". С одной стороны - система помогает водителю избежать опасных ситуаций, а с другой – руководитель компании получает достоверные отчеты о работе транспорта, что помогает более точно выстроить рабочие процессы. Интеллектуальная система оценки состояния водителя построена на принципах нейросетевой аналитики, которая вдобавок отрабатывает всевозможные опасные ситуации на дороге. Это функциональный мобильный цифровой комплекс, предназначенный для установки на любые транспортные средства.

Главная составляющая IT-решения - ADAS (advanced driver-assistance system - система помощи водителю) – является мозговым центром комплекса. Этот блок включает в себя "жесткий диск", карту для передачи данных и имеет цифровую камеру, которая направлена на дорогу перед автомобилем. ADAS отрабатывает целый ряд ситуаций, которые могут возникать во время движения. Система предупреждает водителя о таких событиях, как: столкновение с пешеходом, об опасном сближении с впереди идущим транспортом или стоящим объектом, о съезде с полосы движения, если не был включен сигнал поворота.
При возникновении нестандартной ситуации водитель слышит голосовое предупреждение, а на дисплее появляются графические изображения, соответствующие событию. Например, в случае возможного столкновения на монитор выводятся секунды до предполагаемого ДТП.
Еще один компонент - система DMS (driver monitoring system - система контроля состояния водителя), которая беспрерывно сканирует внешний вид сотрудника, путем постоянного слежения за набором ориентиров - специальных точек на лице человека. Программа, разработанная на основе технологии машинного зрения, одновременно считывает и обрабатывает информацию, полученную более чем от четырехсот ориентиров. В случае отклонений от заданных установок, устройство подает звуковой сигнал, а на экран монитора выводится графика. Электроника срабатывает, например, когда камера обнаруживает у водителя признаки усталости. Это – закрывание глаз и зевота. Также система предупредит пилота о недопустимости курения, как только он поднесет сигарету к лицу.
Система ADAS DMS
Аналогично DMS срабатывает на телефон, поднесенный к уху. Если человек долго смотрит в сторону и камера не видит его глаз, то беспристрастный попутчик попросит перевозчика не отвлекаться. Также электронный помощник способен разглядеть – пристегнут ли водитель ремнем безопасности или нет. Кроме того, интеллектуальная система оценки состояния водителя способна распознавать не только заложенные в программу признаки, такие как усталость, отвлечение внимания, курение и разговор по телефону, но и признаки опьянения. В одурманенном состоянии человек теряет концентрацию, отвлекается от дороги, закрывает глаза. Камера DMS фиксирует все эти признаки и отправляет фото-видео файлы с событиями в облачный сервис. В таких случаях диспетчер моментально выходит на связь с водителем для выяснения обстоятельств с последующим принятием решений о продолжении или о прекращении рейса. Таким образом, система является дополнительной защитой, которая поможет не допустить дорожно-транспортное происшествие.
Система интеллектуального видеоконтроля водителя

Система интеллектуального видеоконтроля помогает и водителю, и владельцу автопарка.

Для водителя:

- снижает риски возникновения ДТП
- повышает безопасность вождения
- снижает количество штрафов
- помогает соблюдать режим труда и отдыха

Для руководителя:

- снижает количество ДТП
- повышает дисциплину водителей
- осуществляет онлайн контроль за происходящим в салоне автомобиля
- снижает риски возникновения непредвиденных расходов на восстановление машин в результате ДТП
- предоставляет объективные отчеты о работе персонала и транспорта
- создает систему мотивации водителей
- предоставляет доказательную базу в случае спорных моментов
В комплект MDVR может входить еще одна камера. Она устанавливается или в кабине, или снаружи автомобиля. Видеокамера фиксирует действия водителя или различные процессы, которые происходят вне машины: заправки, сливы, погрузка/разгрузка, подъем механизмов. Ни одно из запрограммированных в систему событий не останется не замеченным для менеджмента компании. Отчеты о каждом срабатывании мгновенно отправляются в облачный сервис вместе с фото-видеоматериалами. События можно отслеживать в онлайн режиме или просмотреть записи в любое удобное время. Файлы хранятся в «облаке» до полутора лет.
Видеоконтроль водителя за рулем
Система видеомониторинга в последнее время стала особенно востребована в связи с резким увеличением на дорогах количества электросамокатов. Так, например, в 2019 году в России было зафиксировано 142 аварии с самокатами, а в 2022 уже 941. Сегодня в стране работает около 40 компаний, сдающих в аренду электросамокаты. Так называемый кикшеринг действует более чем в 170 городах. Только в столице парк прокатных машин составляет 60 тысяч штук. По данным департамента транспорта Москвы, концу 2023 года количество поездок достигло 50 миллионов. Система видеоконтроля MDVR распознает человека на электросамокате, как обычного пешехода. Как только движущийся объект попадает в поле зрения камеры, система за доли секунды отрабатывает событие, подает звуковое предупреждение водителю и выводит на дисплей иконку с пешеходом. И даже если водитель не успеет вовремя заметить самокат, «второй пилот» предупредит его об опасности.
ДТП самокат
В российских автопарках системы видеоконтроля водителей начали внедрять около трех лет назад. А, например, в китайском Шэньчжэне все городские такси оснастили видеопомощниками еще в 2017 году. Без этого девайса машину не выпустят на линию. В Европе с 2022 года некоторые производители коммерческого транспорта устанавливают системы видеоконтроля и помощи водителю сразу на конвейере.
В России за три года уже наработана практика успешного внедрения интеллектуальных видеопомощников. Уже есть примеры, когда после установки системы MONTRANS.DVR, в компании за год не произошло ни одного ДТП. Так, в Иркутской области в одном из дочерних предприятий ОАО «НК «Роснефть» в 2021 году весь автопарк (83 транспортных средства) был оснащен подобными системами. За год эксплуатации телематического оборудования в компании не было зафиксировано ни одного дорожного инцидента.
Также, в 2023 году «Газстройпром» в рамках пилотного проекта установил на часть подвижного состава цифровую систему видеоконтроля состояния водителя, что привело к значительному снижению дорожных инцидентов в филиалах компании. Интеграция прошла успешно и в 2024 году решение будет масштабироваться. По результатам этого проекта ГК «МОНТРАНС» и АО «Газстройпром» стали победителями премии Digital Awards 2024 в номинации «Логистика и транспорт».
Михаил Непомнящий, главный механик АО «Газстройпром»: Во-первых, работа системы MDVR для водителя незаметна. Она его не отвлекает и не мешает. Во-вторых, когда человек знает, что его не контролируют, а сопровождают, это уже другое отношение к телематике. Например, в годы Великой Отечественной войны котелок с железными болтами вешали в кабины над водителями, которые ездили по Ладоге. Болты гремели и не давали людям уснуть. Сейчас здесь у нас похожее решение, только на цифровом уровне. Мы рассматриваем эту систему ни как контроль за водителем, а как заботу. Это безопасность водителя и пассажиров».

Смотреть кейс >>

https://www.avtodorogi-magazine.ru/arkhiv/razdely/23-fotoanons/896-dvojnoj-pilotazh.html