СМИ о нас

Системы контроля физического состояния водителя

Среди перевозчиков набирают популярность системы контроля физического состояния водителя. Разработки на основе компьютерного зрения предупреждают засыпание за рулем, а также собирают и передают данные о состоянии и действиях пилота. В итоге автовладелец может не только предотвратить дорожный инцидент, но и существенно сократить эксплуатационные расходы


Устройство, похожее на видеорегистратор, устанавливается в кабине транспортного средства. При запуске двигателя аппаратура автоматически идентифицирует лицо водителя. По его мимике, движению глаз и поворотам головы оборудование фиксирует, что водитель засыпает или отвлекается от дороги, и включает звуковой и световой сигналы. Вся информация о состоянии водителя и его действиях также передается в центр мониторинга — облачный сервис, где в личном кабинете клиент может отслеживать в реальном времени перемещение подключенных к системе ТС и получать статистику по водителям. Именно по такому принципу работают современные системы наблюдения за экипажем коммерческого автомобиля. Вот краткий список самого распространенного оборудования, представленного сегодня на рынке: MontransDVR, MovonPro, SafeDrive (CityPoint), Streamax, «Антисон». Последняя является разработкой ООО «Импульс» (входит в «Росэлектронику»), система «Антисон» получила широкую известность благодаря установке на автобусы ГУП «Мосгортранс».

Видеонаблюдение на транспорте ADAS

Разработчики уверены, что оборудование мониторинга функционального состояния водителей позволит снизить аварийность при грузовых и пассажирских перевозках. Как отмечают участники рынка, сонливость и усталость водителей входят в число основных причин серьезных дорожно-транспортных происшествий. А вот что показывает официальная статистика. Согласно данным исследования Центра правовой экспертизы Роскачества, 93 % ДТП происходят по вине водителя, причиной 85 % инцидентов является невнимательность находящегося за рулем. Согласитесь — здесь есть над чем работать.

История технологии ADAS (Advanсed Driver Assis tance, англ. — усовершенствованная система помощи водителю) начинается в конце 1940-х годов: именно тогда было изобретено устройство, которое мы привыкли называть круиз-контролем. Известным пионером в области ADAS является компания Bosch: в 1978 году она выпустила электронную антиблокировочную тормозную систему. Сегодня различные компоненты системы ADAS берут на себя множество важных функций, значительно облегчающих процесс вождения. Например, они способны осуществлять мониторинг ситуации вокруг автомобиля с использованием специальных датчиков и видеокамер, распознавать объекты, в том числе в слепых зонах. С помощью ADAS водитель может получить предупреждение о вероятной опасности или помощь в выполнении операций, требующих повышенной концентрации внимания, таких как смена полосы движения или парковка. И наконец, еще одной задачей ADAS является мониторинг состояния и реакций водителя: система способна обнаружить, что человек за рулем засыпает (в этом случае она его разбудит) или испытывает проблемы со здоровьем (автоматика поможет безопасно остановиться и вызовет «скорую»). Кстати, с 2022 года в странах Евросоюза все новые автомобили, производимые в ЕС, должны быть оборудованы системой умного контроля скорости: если GPS-датчик или камера считывания дорожных знаков (это тоже часть нашей сегодняшней истории) проинформируют бортовой компьютер о действующих на том или ином отрезке дороги скоростных ограничениях, система автоматически снизит реальную скорость до рекомендуемой. По оценкам Еврокомиссии, к 2038 году такие меры позволят спасти более 25 тысяч жизней и сократить количество аварий на 30 %. Надо понимать, что разработкой и внедрением ADAS традиционно занимаются OEMпроизводители. Но что важно, все системы помощи водителю отличаются по набору ассистентов, причем большинство из них включено в список опций, если этого не требует местный технический регламент.

ADAS


«Очевидно, что у всех иномарок из большой европейской семерки есть такие системы, и сегодня они реально крутые в техническом плане, — комментирует управляющий партнер Montrans Станислав Емельянов. — Но если у перевозчика мультибрендовый парк, то совместить эти решения будет сложно. В этом плане наша система Montrans DVR универсальна, ее устанавливают в том числе, на КАМАЗы и «Газели» с пробегом»

ПРОДВИНУТЫЙ КОДРАЙВИНГ

Решение Montrans DVR (Digital Video Recorder, англ. — цифровой видеорегистратор) включает в себя не только аппаратную, но и программную часть.

«Мы отправляем данные на нашу платформу Montrans online, а далее они идут в аналитическую систему Montrans Analytics для верехнеуровневого анализа», — объясняет Игорь Елсуков, руководитель отдела аналитики ГК «МОНТРАНС».

Рейтинг водителя строится по 10 показателям. Происходит это после закрытия путевого листа. Первые 5 показателей система получает с базовых терминалов мониторинга. Здесь ключевым элементом аппаратной части является акселерометр — датчик, измеряющий ускорение по трем осям, отслеживающий крены, разгоны, торможения и прочие факторы, повышающие риск аварии. Еще 5 показателей добавляются непосредственно с системы Montrans DVR (MDVR), то есть с видеокамер (как минимум двух), установленных в кабине. Таким образом система формирует профиль конкретного водителя по стилю вождения, безопасности и экономичности. При этом работа с водителями, в том числе звуковые и визуальные предупреждения о нарушениях, ведется в офлайн-режиме. Система предусматривает гибкую настройку параметров по автоматически определяемым событиям. Например, вводится запрет курения только в определенных геозонах — на АЗС, складских терминалах, нефтебазах. А что можно сказать об экономической целесообразности использования системы видеонаблюдения? По словам Игоря Елсукова, комплект оборудования MDVR окупается максимум за 6 месяцев.

«Первый месяц мы внедряем систему, настраиваем датчики, вносим все справочники совместно с заказчиком. Второй месяц мы уже активно работаем с водителями и получаем данные по ним, анализируем, инструктируем водителей. Соответственно, с третьего месяца начинается снижение затрат на ГСМ, на штрафы за нарушение ПДД, а также издержек на ТО и ремонт. Чем аккуратнее эксплуатируется ТС, тем меньше денег тратит заказчик на его обслуживание», — говорит эксперт.

В среднем по каждому вышеупомянутому показателю достигается 20-процентная эффективность. При этом такой важнейший показатель, как сокращение аварийности, улучшается на 80 %.

Пример отчёта контроля состояния водителя
Схожие данные представляют и другие участники рынка. Например, высокую эффективность оборудования мониторинга эмоционального состояния водителя подтверждают в компании КСОР, которая оснащала автобусы, электробусы и трамваи системой «Антисон». На сайте КСОР говорится, что за первые месяцы работы устройство «помогло в 2,5 раза снизить число инцидентов», сообщает издание «Коммерсант». В компании «ТК Рус Бус» (официальный дистрибьютор оборудования Movon Pro), отвечая на вопрос издания, назвали положительным эффект от внедрения системы мониторинга состояния водителя.

«Система крайне актуальна, так как текущие средства контроля соблюдения режима труда, прежде всего тахограф, не учитывают фактическое состояние водителя, — говорит руководитель отдела инновационного развития «ТК Rus Bus» Макcим Жохов.

— Решение Movon Pro, используя технологию машинного зрения, позволяет выявить усталость водителя непосредственно на маршруте, вовремя предупредить его, что ему необходим отдых, и вернуть его концентрацию до момента остановки». Одной из перспективных сфер применения устройств, распознающих сонливость и неаккуратное вождение, эксперт называет страховую телематику. «Плати, как ездишь» — принцип, позволяющий простому водителю экономить 30– 50 % от стоимости полиса каско. Расчетных параметров, из которых складывается конечный скоринговый балл, более 100. Рост популярности системы водительского контроля среди перевозчиков подтверждают в City Point. Решение по безопасному вождению от этой компании называется Safe Drive, оно позволяет получить рейтинг водителей с ранжированием по показателям качества вождения — высокое, среднее и низкое. Среди других интересных фишек этой системы отметим контроль превышения скорости по дорожным знакам, а также фиксацию места, времени и продолжительности нарушения плюс автоматическое построение трека при клике на адрес нарушения. Наибольшая экономическая эффективность достигается на предприятиях с парком 20 и более транспортных средств, она будет выражаться в сокращении количества ДТП, а вместе с этим — в уменьшении расходов на страхование, штрафы и ремонты, отмечают в City Point.
В подтверждение эксперты компании приводят следующие цифры. В транспортном бизнесе валовая прибыль в сегменте грузовой техники составляет более 7 млн рублей в год на одно ТС (при среднем пробеге 170 тыс. км). При бережливом вождении затраты на ремонт не превышают 3 % от годовой валовой прибыли. А если водитель сохраняет агрессивный стиль вождения, то возрастает риск аварий, и затраты на ремонт вырастут до 6 % от годовой валовой прибыли.

ЦЕЛЬ — СОВЕРШЕНСТВО

Результаты, полученные от системы видеоконтроля, часто используются в административных целях. Для аккуратных водителей применяется система мотивации, а нерадивые и рассеянные подвергаются взысканиям. Разумеется, водителя с низким рейтингом вряд ли кто-то из работодателей решится увольнять: причина в нехватке профессиональных кадров. Куда разумнее по результатам объективной оценки отправить сотрудника на обучение. Если говорить об опыте автопроизводителей, европейские компании рекомендуют проводить регулярные водительские тренинги не только для отстающих, но и для передовиков. К примеру, Iveco утверждает, что эффективный стиль вождения позволяет снизить расход топлива до 12 %. Сопоставимые цифры приводят и в компании DAF.

«Стиль вождения, его качество в наибольшей степени влияют на расход топлива, безопасность и ресурс автомобиля. Разница между расходом топлива у начинающего и необученного водителя в сравнении со специалистом, прошедшим обучение, пусть даже с небольшим стажем работы, может достигать 10–20 %», — говорит тренер по эффективному вождению ООО «Даф Тракс Рус» Андрей Амиров.

Неудивительно, что поставщики системы контроля физического состояния водителя для мультибрендовых парков стремятся дополнить свою комплексную услугу всевозможными партнерскими программами. Например, компания Montrans недавно начала сотрудничество с учебным центром «Про-Безопасность». Партнеры решили, что объективный портрет водителя, выдаваемый системой MDVR с детализацией нарушений, позволит точнее подобрать индивидуальную программу обучения и оценить ее эффект.

«Одной из главных задач в нашем понимании сегодня становится развитие у водителя умений и навыков, используя которые, он существенно сокращает шансы попадания в аварийные ситуации, — говорит генеральный управляющий группы «Про-Безопасность» Дмитрий Будаквенко.


— Идеал безопасного водителя, сформированный педагогами и тренерами школы, — это водитель, применяющий принципы и методы защитного вождения, при котором независимо от действий других участников дорожного движения, а также при любых обстоятельствах он не допускает ДТП». Ежегодно в учебном центре «Про-Безопасность», имеющем девять филиалов в России, проходят переподготовку более 10 тыс. водителей-профессионалов. «Перевозчики за послед нее время очень изменились в своих ожиданиях и требованиях, — говорит Павел Андреев, директор по развитию группы компаний «Про-Безопасность».
— Появился целый пласт клиентов, которые знают, что хотят, и оценивают переобучение как очень полезную вещь. По результатам обучения водителей крупные компании отмечают снижение количества ДТП примерно на 30 %, уменьшение эксплуатационных затрат на транспорт до 17 %, уменьшение количества штрафов на 25–28 %». В общем, крупные транспортные компании все чаще стали формировать корпоративный идеал водителя. И это хорошая новость.


Журнал Автопарк 5 колесо №5 2021