Цифровизация транспортного предприятия оптимизирует расходы и делает бизнес прибыльным.
Расходы на эксплуатацию корпоративного автопарка обычно превышают те суммы, которые были заложены в бюджете. Главная причина этого расхождения – человеческий фактор. Водители сливают бензин, используют машины не по назначению, не заботятся о технике, игнорируют правила безопасного вождения. Система мониторинга транспорта и цифровизация АТП помогут руководству установить полный контроль за действиями сотрудников и сделать бизнес рентабельным.
Сегодня у логистических компаний есть несколько направлений для снижения эксплуатационных издержек:
1. Сокращение расходов на топливо2. Контроль за нецелевым использованием ТС
3. Сокращение количества машин при повышении КПД автопарка
4. Контроль за ТОиР техники
5. Контроль за качеством вождения
Экономия на топливе
В отдельных автохозяйствах, которые особенно удалены от цивилизации, кражи топлива могут достигать до 50%. Кое-где еще остались водители, которые уверены, что половина бака принадлежит им по праву, как своеобразный бонус к вознаграждению за их нелегкий труд. Лечится это операционным методом, путем установки системы мониторинга. В автомобиль вживляют терминал GLONASS/GPS, а в бензобак датчик уровня топлива(ДУТ). Спутниковая телематика отслеживает перемещение техники, высчитывает пробеги, следит за заправками и расходом топлива. Если бак за несколько минут «обсох» на 20-30 литров, значит водитель слил горючее.Погрешность ДУТ не превышает 1%, поэтому обмануть электронику и диспетчера не получится. Практика показывает, что установка систем контроля топлива снижает расход ГСМ по предприятию до 30%. Для крупных компаний это экономия миллионов рублей каждый месяц. На расход топлива также влияет стиль вождения шофера. Лихачи (резкие ускорения/торможения) сжигают на 5-10% больше, чем рациональные водители. В свою очередь, рациональные водители могут бесполезно тратить топливо в режиме «холостого хода», не выключая двигатель на стоянке. Обо всех этих событиях телематика сообщит диспетчеру по каналам GLONASS/GPS. Система мониторинга транспорта окупает стоимость установки за 3-5 месяцев эксплуатации.
Уход с маршрута
Со времен СССР некоторые водители считают, что их «рабочая лошадка» может быть использована и для не служебных поездок. Свозить жену на базар или съездить в субботу на рыбалку – ведь это не грех. Вот только за чей счет? Но теперь все тот же терминал GLONASS/GPS не даст уйти с маршрута. Руководство автопарка в режиме онлайн 24/7 на экране монитора видит все перемещения техники: где и сколько времени машина стояла, с какой скорость двигалось ТС на каждом отрезке пути. Информация о движении транспорта хранится на сервере. Водителям остается только строго следовать по установленному маршруту. Иначе – штраф или увольнение.Повышаем КПД, сокращаем АТП
По информации экспертов Аналитического отдела ГК «МОНТРАНС», до установки систем мониторинга и аналитики КПД автопарков чаще всего составляет 14-20%. Увеличение количества ТС часто бывает не обоснованным и не приносит положительного эффекта. Такие выводы сделаны при внедрении цифровизации на предприятиях различных отраслей. Анализировались показатели полезной работы техники к общему времени нахождению транспорта на различных объектах.Например, внедряя телематику, одно из подразделений «Северстали» в течение 6 месяцев повысило КПД машин с 22% до 48%. В итоге было списано 2 грузовика и сокращена программа закупки еще на 3 машины. Опыт последних лет показывает, что после внедрения мониторинга и систем транспортной аналитики в систему управления предприятием, владельцы бизнеса получают десятикратный экономический эффект по сравнению с теми затратами, что были инвестированы в диджитализацию компании. В таких случаях необходимость в закупке новой техники отпадает сама собой.
Так, например, один из клиентов ГК «МОНТРАНС» - компания «АВТЭК» - доставляет светлые нефтепродукты по Москве и близлежащим регионам. Их топливозаправщики оборудованы последними телематическими решениями, которые работают в облачном сервисе «МОНТРАНС». Система полностью контролирует техсостояние тягачей и прицепов, работу водителя и операционные процессы. За действиями сотрудника и за всем происходящим вне автопоезда наблюдают 9 видеокамер. После внедрения телеметрии экономия топлива на предприятии составила 20%. В результате оптимизации логистики в «АВТЭК» сократили количество единиц техники.
Сергей Забродин, главный механик АО «АВТЭК»: «Автоматизация контроля автопарка позволила нам понять – насколько быстрее мы сможем делать каждый рейс. Наглядно видно – где находятся все наши машины. Диспетчерам стало легче управлять автопарком. Из 42 машин мы продали 8. И не весь транспорт еще задействован. И объем перевозок стал больше, чем раньше. А тягачи сейчас стоят очень прилично».
Техническое обслуживание
ТОиР – притча о тех, кто платит дважды. Увеличивая интервалы технического обслуживания и экономя на расходниках, владелец автобазы в итоге рискует разориться. «Лысая» резина, старое моторное масло, порванная копеечная прокладка или грязный фильтр могут стать причиной серьезных аварий или поломок. Например, плановое обслуживание автомобиля стоит от нескольких тысяч рублей. Если же машина вылетит на встречку из-за плохого сцепления колес с дорогой или на трассе заклинит двигатель, то ремонт может вылиться в сотни, если ни в миллионы рублей. И ни всегда сотрудник автосервиса может точно определить сроки того или иного вида техобслуживания.Российские программисты разработали уникальную систему мониторинга и управления автопарками MONTRANS.ANALYTICS. Сервис помогает минимизировать издержки по расходу ГСМ и увеличить производительность транспорта. Топ-менеджмент компании получает итоговые отчеты с абсолютно правдивыми и точными показателями, так как при их подготовке был исключен человеческий фактор. Руководство предприятия контролирует передвижение техники, простои, время работы двигателей и механизмов, заправки и сливы топлива, факты нарушения ПДД, техническое состояние узлов и механизмов машин.
Например, в районах Крайнего Севера одно техобслуживание спецтехники может стоить сотни тысяч рублей, и миллионы для автопарка в целом. Если проводит сервис чаще, чем это требуется, для крупной корпорации это может вылиться в значительные суммы. Чтобы избежать дополнительных затрат, необходимо получать точную информацию о работе машин и механизмов и, руководствуясь фактическими показателями наработки и пробега, планировать техобслуживание.
Евгений Максаев, управляющий партнер ГК «MONTRANS»: «Облачный сервис MONTRANS.ANALYTICS делает контроль объективным, а процесс управления автопарком – прозрачным. IT-решение помогает сэкономить значительные средства. Программный модуль помогает следить за состоянием и физическим износом агрегатов, что позволяет продлевать срок службы машин. Один из главных моментов – транспорт используется более эффективно, что повышает КПД всего предприятия».
Качество вождения
К сожалению, лихачество и хамство за рулем пока еще присутствуют на отечественных дорогах. Эти факторы могут приносить автокомпаниям значительные убытки, если не заниматься «воспитанием» водителей. И опять на помощь приходит транспортная телематика.Последнее IT-решение в сфере безопасности дорожного движения - MONTRANS DVR. Интеллектуальная видеосистема по сути является вторым пилотом в кабине автомобиля. Оборудование работает сразу на «два фронта». С одной стороны – электронный помощник помогает шоферу избежать опасных дорожных происшествий, а с другой – руководитель автопарка получает полноценную информацию о работе техники.
По данным ГИБДД, в России 93% аварий случается из-за потери внимания водителя. Кто-то отвлекся на телефон, кто-то закурил во время движения, а у кого-то закрываются глаза из-за ночного выхода в рейс. В случае возникновения таких событий, видеосистема предупредит человека о возможной опасности. Практика подтверждает, что если за 1,5 секунды до предполагаемого ДТП привлечь внимание водителя, то в 90% случаев происшествие можно предотвратить.
Кроме того, решение MONTRANS DVR контролирует различные опасные ситуации на пути следования машины. Система подскажет водителю о таких событиях, как: съезд с полосы движения на трассе, о появлении пешехода, об опасном приближении к объекту. При возникновении таких ситуации электронный пилот предупреждает водителя голосом, а на мониторе появляются предупреждающие знаки. По статистике экспертов из области спутникового мониторинга, подобные системы видеоконтроля снижают аварийность до 80%.
Так, в 2021 году в Ангарске в компании «РН-Пожарная безопасность» системой MONTRANS DVR оборудовали 83 машины. Как итог, в течение года в автопарке не было зафиксировано ни одной аварии.
Андрей Шевченко, начальник отдела ПТО ООО «РН-Пожарная безопасность» (г. Ангарск): «В нашей компании уже внедрены решения «МОНТРАНС». Это система контроля и помощи водителю MONTRANS DVR. Сам факт размещения такого оборудования в кабине повышает внимание сотрудников и культуру вождения. Система помогает соблюдать требования ПДД и в режиме онлайн контролировать действия водителей».
Таким образом, MONTRANS DVR приносит автопредприятию двойную пользу:
Для водителя:
1. Повышение безопасности вождения
2. Снижение количества штрафов
3. Соблюдение режима труда и отдыха
Для руководителя:
1. Достоверные отчеты о действиях персонала и транспорта
2. Создание системы мотивации водителей
3. Доказательная база в случае возникновения спорных вопросов
Переведя свой автопарк в облачный сервис, собственник автопарка значительно снижает затраты на автопарк, расходы на ГСМ, транспорт начинает работать с большим КПД, техника служит дольше, а водители меньше нарушают и реже попадают в аварии. С учетом этих факторов затраты логистической компании могут сократиться до 40%.