Эльдар Шавалиев, директор центра цифровой трансформации ПАО «КАМАЗ»: «На повестке дня стоит вопрос интеграции пассажирского автобуса с городским АТС. Необходимо, чтобы автобус стал частью экосистемы. Чтобы он говорил: что ему нужно, чтобы ускорить движение или, чтобы сделать движение более безопасным. Я думаю, что следующий шаг это – сделать автомобиль частью цифровой системы. Чтобы он двигался не только от действий водителя, но и по командам системы ADAS. Если в последующем цифровизация транспорта перерастет в беспилотники, то я думаю, что на ралли «ДАКАР» боевых «КАМАЗов» это не коснется. В этом нет смысла. Это же соревнование человека и машины, а не только автомобилей. Если на ралли выйдут беспилотники, то это уже будет соревнование программистов, а не людей за рулем. Мне кажется, что «ДАКАР» это не тот случай».
Цифровизация пассажирского транспорта должна охватить всех участников этой отрасли. Пассажиры смогут получить удобные и прозрачные платежные системы. Владельцы автопарков – контролировать поездки и состояние техники, а организаторы перевозок – муниципальные образования – получить инструменты для формирования схемы распределения транспорта по городским маршрутам.
Михаил Якимов, директор института Транспортного планирования Российской академии транспорта: «Инструментов, технологий, «железа» уже достаточно много. Требуется обработка и хранение большой информации. Мы боимся залезть в персональные данные, боимся утечек. С другой стороны – пытаемся все это аккумулировать и сидим, как «собака на сене», дрожим над этим всем. А достаточно министерству транспорта разработать регулятор – как работать с этой информацией».
Алексей Ставров, директор по развитию компании 1mt (г. Челябинск): «Прежде всего софтовые решения должны внедряться и объединяться в едином комплексе аналитики. Это будет следующий шаг, и мы в этом направлении идем. Мы приводим в соответствие свое программное обеспечение и уже вошли в реестр российских программных продуктов».
По данным операторов служб аренды автомобилей, одна машина каршеринга убирает с дорог до 5 личных автомобилей. По мнению экспертов, чтобы реализовать модель «Мобильного города», нужно развивать все направления пассажирских перевозок.
Евгений Николаев, генеральный директор ООО «КОМЬЮТ»: «Общественный транспорт - это не только автобус, но и такси, и каршеринг. Мы заинтересованы построить другую бизнес-модель, когда жителям предлагается комплекс услуг. Появляется выбор и человек сам выбирает комфорт, скорость или цену поездки. В любом случае эти услуги должны быть доступны во всех регионах России. Только так можно повысить комфорт городской среды. Не дискриминируя какие-либо услуги, а предлагая полный комплекс».
Один из вопросов форума – каким будет мобильный город после 2024 года? Сегодня автопарки создают цифровые двойники своих транспортных средств. В облачном сервисе в режиме онлайн видно – что происходит с техникой и какие шаги нужно предпринять, чтобы бизнес развивался. Эксперты предполагают, что цифровые копии транспортных средств в последствии могут стать прототипами беспилотной техники.
Павел Ройтберг, директор дирекции коммерческих проектов АО «ГЛОНАСС»: «Понятно, что за беспилотниками будущее. Насколько близкое – покажет время. Есть много вопросов по ответственности. Кто будет отвечать в случае ДТП – производитель, владелец или оператор облачного сервиса? Если транспортное средство управляется из облака, представьте, что кто-то его взломал. Это становится каким-то снарядом. Это важные вопросы, которые предстоит отработать».
По мнению участников форума, цифровизация транспорта в России продвигается, но не так быстро. В автопарках научились собирать данные с телематического оборудования, но не все знают – что дальше делать с этой информацией.
Станислав Емельянов, управляющий партнер ГК «МОНТРАНС»: «В рамках форума неоднократно говорили, что нет проблем со сбором телематических данных, но, когда же наступит следующий этап – аналитика этих данных. Нужна аналитика по пассажиропотоку, по работе механизмов, по загрузке техники на удаленных локациях. Как сегодня мы увидели на форуме, государственные компании все больше задумываются об аналитике. Это говорит о том, что на всех уровнях понимают ценность обработки данных. На основе аналитики руководители принимают правильные решения и получают оптимизацию работы подвижного состава, персонала и всего, что есть вокруг нас».